Дата : 06-07-03, Вск, 04:21:58
Теперь читаю НЛБ. Пытаюсь поддаться иллюзии, что именно так, в отличие от всех других книг, с этой и следовало поступать: прежде увидеть экранизацию, а следом прочесть.
Книга (изрядно еще недочитанная) оставляет впечатление анализа жизни. Фильм поставлен, как сама жизнь (ограничение жанра?) Впечатление, что Кауфман восстановил формулу по производной. Что он создал фильм (творил, шел от частного к целому), тогда как Кундера написал книгу (анализировал, т.е. шел от целого к пониманию частностей). Что книга - расширенная рецензия на фильм, на жизнь. В книге невыносимо часто используется слово "ибо", как бы стремясь спровоцировать меня, читателя, к сопоставлению рассуждений в ней и моего мироощущения, моей истории; объяснить последнее с помощью первого.
Налет академизма, философичности мешает воспринимать. Нет Томаша, нет Терезы, нет Сабины и Франца, а есть бесконечная цепь взаимосвязанных причин, одна следствие другой, и жизнь развивается с неизбежностью прилива.
Книга не оставляет ощущения открытия. Скорее, каталог моделей поведения: выбери себе подходящий по вкусу (провинциальный романтик, столичный ловелас, последовательный и чистосердечный предатель, рождающий прекрасное из омерзительного, натуральный холостяк, похороненный в браке, разочарованный и эгоистичный родитель, надменный, рассчетливый и равнодушный супруг) - и следуй детальной топологической карте, выдерживая направления и временные рамки. Или ставь на нее своих ближних и играй, бросая кубик и отмеряя количество ходов до следующего этапа.
Чтение захватывает, скорее даже благодаря этой своей необычности. Звоню на работу, выдумываю историю про несуществующий банк. Продолжаю читать, кроме строчек, не замечая ничего вокруг. Reality, don't try to run away too far. |