103246845 





Бард Топ
Фестивально-концертный портал

Морозовский Роман

Инфо E-mail Фото Пресса Тексты и Аудио Дискография Обратно

Критические заметки по эмоцианальному вопросу  Роман Морозовский  сайт "Пресс-склад"  08-09-98
Предмет спора:

1. Организационные заботы

- перенаселенность места слета, перегруженость служб быта

- непонятная для стран СНГ категория - отсутствие страховки на место проведения ( вернее она есть, но на 3000человек, а на весеннем слете их было около 10.000.).

- состоявшееся превращение слета в наибольшую русскоязычную тусовку, в которой авторская песня занимает далеко не первое место.

- наведение порядка на слете, в стране, где понятие "прайвеси" - далеко не пустое место, а полицию нанимать - очень дорого.

2. Проблемы уровня

- исчерпала себя идея - все, кто может - на сцену

- исчерпала себя идея - друзья организаторов - на сцену

- исчерпала себя идея - творческие мастерские под руководством отдельных авторов

В общем - КРИЗИС ЖАНРА

Участвовал я во всем этом, и думал: "Эх, Марь Иванна, мне бы ваши заботы", но поскольку и эти заботы мне дороги, я обещал главному организатору Израильского КСП Евгению Гангаеву, что мои заметки на эту тему, неписаные с точки зрения социотехника, увидят свет.

Итак :

1. Организационные проблемы

Структура организации какого-либо занятия, в данном случае - авторской песни, требует организации иерархической структуры. Люди так устроены - наиболее значительное событие - это" Формула-1" в автомобильном спорте, "Тур де Франс" в велосипеде, конкурс Чайковского в музыке, "Оскар" в кинематографе.

Кто-то в качестве главных событий в вышеперечисленных жанрах назовет другое, например Канны - в кино и "Джиро д Италия" в велосипеде, но, тем не менее, назовет. Иерархия эта выстраивается на основе массы привходящих обстоятельств, среди которых немалое место занимают деловые качества организаторов. Но если мнение укрепилось - его очень трудно поменять.

В данном случае мнение устоялось - фестиваль на озере Кинерет - крупнейшее песенное (авторской песни) мероприятие Израиля. И именно по этому привлекает к себе массу народа. Пока масштабы мероприятия не выходили за рамки того, что в Израиле называется страховкой места (и даже когда немного зашкаливали, но никаких неприятных инцидентов не вызывали) еще можно было терпеть. Но ведь когда-то могут возникнуть и инциденты, а они влекут за собой уголовную ответственность для организаторов, невзирая на последствия инцидента.

Организаторы, конечно энтузиасты КСП, но не до такой же степени. На песенных фестивалях Грушинки очередь в туалет на полчаса - явление нормальное. Но для Израиля - нонсенс, ведь к хорошему привыкают быстро, а отвыкать не хочется. Пляж Хоф Дуга рассчитан на 3.000 человек, и все бытовые удобства - соответственно. Но это не самое страшное, мы умеем (и там еще не разучились) немного потерпеть ради идеи. Самое страшное - фестиваль на озере Кинерет превратился в САМУЮ БОЛЬШУЮ РУССКОЯЗЫЧНУЮ ТУСОВКУ! И для большей части людей, приехавших на Кинерет, песня - НЕГЛАВНОЕ! Встретить знакомых, шашлычок, отдохнуть, и даже познакомиться с будущими родственниками. (Видел я и такое - поскольку молодые познакомились на почве авторской песни, старшие решили, что слет - хороший повод для знакомства в неофициальной обстановке) Спору нет, это, в общем, тоже неплохо, но ведь на концерты они не ходили, а место нагрузили.

И это еще один из самых приличных случаев. А поп-музыка во всю мощь динамиков (а мощь там - солидная) - и полная невозможность уговорить их выключить динамики - "прайвеси", что хочу то и слушаю. Рокеры тоже решили, что слет КСП - это то самое место, где во всю глотку (или глотки) лучше всего петь "Алису" и т.п., и желательно возле сцены. Толкиенисты развлекаются поединками, правда не перед сценой, но посреди лирической песни слышится возглас "Ха", и стук деревяхи о деревяху. В общем "Содом с геморроем". (И это тоже имеет место, но во первых - "прайвеси" , а во вторых - не мешает главному мероприятию и, следовательно, нас не касается).

Общее совещание организаторов КСП Израиля (проходившее, кстати, на Кинерете) достаточно долго искало приемлемое решение, и нашло его в форме АМУТЫ, некоего добровольного некоммерческого объединения любителей авторской песни. Вступление добровольное, взносы мизерные, принимают всех, кто пожелает. Но законы страны таковы, что теперь можно объявить территорию слета "прайвеси", а всех приехавших обязать (не без труда, конечно) выполнять несложный набор правил:

- магнитофоны - только на запись

- возле сцены - только слушают

- все посторонние (не авторско-песенные мероприятия) вдали от сцены

- все присутствующие выполняют просьбы организаторов.

Вот, собственно и все, но этого достаточно. Все, кто не вступил в амуту, автоматически не попадают на территорию слета, а если пройдут без удостоверения, могут быть выкинуты со слета. Все, кто позаботился о вступлении в амуту (а это очень просто) заранее обязуются выполнять эти правила, что, как надеются организаторы, поможет успешно и без эксцессов провести слет. Я не совсем уверен, что все организационные проблемы можно решить с помощью амуты, но, что большая часть их исчезнет - это правда.

Гораздо сложнее с другим комплексом проблем - творческим. Все идеи дружбы равенства и братства рухнули перед одним простым фактом - 1000 или 1500 человек, пришедших на концерт, должны получить качественное зрелище, и никакие доводы о том, как это хорошо звучало у костра на публику не действуют. Конечно, не все, что нравится публике - шедевр, но организаторы мероприятия должны по крайней мере постараться, чтобы песни, звучащие со сцены, были не ниже определенного уровня. И пусть именно оттуда, из прозвучавшего со сцены, публика выбирает понравившееся. А этого можно добиться только одним способом - качественным многоступенчатым отбором произведений. Из звучавшего на весеннем Кинерете стало ясно, что потерпел поражение принцип отбора на мастерских произведений, не отвечающих принципам высококлассного исполнения и принцип отбора исполнителей одним мастером (невзирая на то, что на мастерских сидели по 2-3 человека, решающий голос все равно был у одного).

К сожалению любителей серьезной, философской песни (а я к ним тоже отношусь) выступление перед тысячным залом в сборном концерте резко отличается и от домашнего концерта, и от выступления у костра. Здесь нужны качества ВЫСТУПАТЕЛЯ - правильный подбор песни, отточеность исполнения, драматизм выступления, даже учет времени выступления и очередности в концерте. Плюс серьезная проблематика песни и верное ее понимание, вот что позволит автору-исполнителю не затеряться в толпе, а стать изюминкой концерта. Это очень трудно. Особенно, если концерт будет похож на ящик с изюмом. А именно этого ждет от организаторов публика. И никакие объяснения, что это нетривиально , ново, живо, глубоко и пр. не оправдают слабого выступления. Я сам был и с той и с другой стороны рампы. и конкурсантом, и членом жюри, и руководителем творческих мастерских. На собственной шкуре все это испытал и все равно считаю именно так. Рад, что совещание организаторов заняло позицию близкую к моей, и теперь судьбы конкурсантов будут решать жюри из 5-7 человек. Это тоже не избавляет от вкусовщины, но что поделаешь, еще Черчилль сказал: " Демократия - плохая форма правления, но лучшей люди пока не придумали".

Пять региональных конкурсов выставят своих лауреатов на конкурсный концерт. Я надеюсь, что эта схема станет привычной для Кинерета, заставит многих израильских авторов и исполнителей серьезней отнестись и к творчеству, и к исполнению. Как-то в Хайфе, на мой вопрос ребятам: "Что же вы в унисон поете?", последовал ответ: " А зачем? И так все девушки наши". Надеюсь в дальнейшем такое "No passaran". Ведь есть же пример: два старых идиота, лауреаты многих фестивалей, раз в неделю, после трудового дня собираются, чтобы знакомая всем песня заиграла новыми красками и выявилла еще один нюанс смысла...

А в общем - я им всем завидую. Конечно Израильское КСП болеет. Но это болезнь роста. Полезная болезнь.

09. 09 1998г.

журнал "БЕЗ ИНДЕКСА" No 4
декабрь 1998г.