103206306 





Бард Топ
Фестивально-концертный портал

Архив

Фотогалереи Пресса Тексты и Аудио Дискография Библиография

Штрихи к портрету поэта и барда Сергея Каплана  Подольская Галина  "Наш Иерусалим"  06-05-05
5 мая в Иерусалимском культурном центре состоялся юбилейный вечер поэта и барда Сергея Каплана, автора многочисленных кассет, дисков, книг стихов и прозы, презентация последней состоялась прямо на концерте. Отметить 50-летие своего друга, помимо иерусалимцев, приехали друзья и барды из Тель-Авива, Ашдода, Ашкелона, Беэр-Шевы. Среди них были Юлий Ким, Марина Меламед, Борис Шахнович, Алексей Макрецкий, Константин Лин, Юрий Киселев, Марина Почтарь, театр песни “Мерхавим”. Вел вечер поэт, журналист Роман Любарский.
Так что юбилей Сергея Каплана превратился в “иерусалимский филиал” бардовской “Дюночки”.



Рисунок Неси Вербицкой



*   *   *
Смятенье ли в глазах? Азарт?..
Впились прожектора. А за
Тобой
Две тени – накрест –
В схватке.
И впереди – стоглазый зал,
Здесь не сыграешь в прятки.
Гитары дрогнул позвонок,
Но ты перешагнул порог,
Весь на виду у мира…
Полвека дует сквознячок
Тебе отчаянно в висок
И греет душу лира.
Не полубог и не пророк –
Так сердце бьется между строк.
Но впрок
не сотворить кумира.
Нужна крупица шутовства,
Полпригоршни печали
Да немудреные слова,
Чтоб струны зазвучали.
Отдать вам душу?
Черта с два!
Душа – покуда не вдова.
Ее осудит не молва,
Но ангел за плечами!


Мэр города “Проездом”

В энциклопедическом словаре-справочнике «Новая Россия: мир литературы», представляющем литературную жизнь России с 1980-х по 2000 годы (Под ред. Сергея Чупринина, Москва, 2002, в 2-х томах), значится и Сергей Каплан. Почти все в нем – дата рождения, место рождения, род занятий, вышедшие книги – указано неверно, неполно, неточно, что недостойно академического издания, финансируемого Фондом Сороса. В то же время это, пожалуй, закономерная, знаковая ошибка: с малых лет Сергей Каплан стал прирожденным «скитальцем». Вначале следовал за родителями, по месту их перевода, а когда повзрослел, только и делал, что менял города и адреса (но при этом всегда считал себя питерцем!), постоянно ездил на фестивали и конкурсы участником, членом жюри и инициатором новых мероприятий. И тут «летописцам», прямо скажем, не позавидуешь.
Он – постоянный член жюри многочисленных бардовских слетов и фестивалей в СНГ и в Израиле. Назовем лишь некоторые из них: Грушинский, что ежегодно собирает тысячи людей на берегу матушки Волги, «Петербургский аккорд» (Санкт-Петербург), «Полярные зори», что по традиции проводится в большущей армейской палатке неподалеку от Мончегорска, оживляя звучной струною Заполярную тундру, «Эсхар», когда все едут на реку Северский Донец под Харьковом.

Борис Бляхман, худрук и режиссер Театра песни ”Мерхавим”, на правах “лечащего врача” по дискам и аудиокассетам С.Каплана ( с 1996 года все диски С.Каплана, записываются только на студии “Мерхавим” в Беэр-Шеве):

- В 1996 году на фестивале “Петербургский аккорд”, где мы были участниками, смотрю, сидит со стороны жюри нечто бородатое, пушистое, до боли знакомое по известным с детства портретам. Спрашиваю:”Что, и Карла Маркса в жюри посадили что ли?” А мне и отвечают: “Это не Маркс – это Каплан!” Представляете как все перевернулось!
Потом мы уже познакомились , он подарил мне свой диск, сделав следующую надпись: “Сергей Каплан – мэр города Проездом”. Так мы его и прозвали – “Проездом”.

Сказка-быличка про «капланку»

Давно это было. А кажется, будто вчера.
Так вот подарили Сереге как-то кружку – не простую кружку и не золотую – железную. Было у той кружки шесть ручек, точно рук распростертых, что тянутся к солнцу. Или к людям, чтоб вместе крепче стали. Где бы ни был Серега, кружка везде при нем. Всех по кругу обходит, новых друзей находит – вот вам братство и растет вширь! Иногда, правда, умудрялся Серега забывать свою кружку-подружку на фестивалях. Так что вы думаете? Всегда возвращалась – и не пустой – с горячительным напитком, поддерживающим огонь священный Братства. Вот вам «капланка»-ветеранка и все при ней «каплан’ы-пацаны».

Ностальгичество

То, что я сейчас скажу, я не писала ни об одном израильском поэте – независимо от количества изданных в Израиле книг, полученных премий и официального статуса признания.
Сергей Каплан – по большому счету – поэт великого русского слова, величие которого в суете смешения языков, увы, все более теряет грани своего великолепия. Его стихи – это поэзия и звука, и смысла, и формы. Когда само звучание слова неожиданно подсказывает ход развертывания мысли в стихотворении. Когда форма стиха кажется единственным рубежом лирического потока. Когда смысл не мешает поэзии как искусству. Когда ты один на один живешь этим словом:

Ваше величество -
наше ностальгичество,
Ваше высочество –
наше одиночество –
Не спасло нас даже обрезанье…


Господи! Сколько нас здесь таких? И “Дуговки” и “Дюночки” – все они – от одиночества в чужой ментальности, все они – от ностальгичества по культурному крову за сытым столом, когда осознание национальности вдруг начинает пасовать перед духовным прорывом к русскому слову…

Израиль: от «Дуговки» до «Дюночки»

Когда в 1996 году Сергей репатриировался в Израиль, он сразу нашел себя среди тех, кто пытался активно выразить себя в песне. Тут же влился в Клуб авторской песни, организовал поэтический семинар в Ашдоде, был приглашен на «Дуговку» - Всеизраильский, теперь международный фестиваль бардовской песни на берегу озера Кинерет, набиравший в то время силы. Но из опыта развития бардовского движения в России Сергей был убежден, что для нормального развития бардовской песни противоестественно «жить» одним крупным фестивалем, поэтому взял и устроил свою палаточную «Дюночку» между Ашдодом и Ашкелоном. С 1997 года один раз в два месяца в парк Ницаним из всех уголков Израиля съезжаются на «Дюночку» звонкоголосые гитары и звенит русская поэтическая речь. Так на протяжении почти десяти лет.
«Дюночка» этого года началась 5 мая в Иерусалиме, потом, набирая участников, плавно переместилась в Ашдод, а 7-8 мая, как и следовало, докатила до парка Ницаним. При этом празднование 50-летнего юбилея основателя слета плавно переросло в празднование 90-летия. Спросите, как это возможно? Возможно, когда отмечаются два юбилея сразу: Сергея Каплана и бессменного издателя его книг Валерия Воловельского, которому исполнилось 40.
По этому поводу бард и актер Сергей Макрецкий в своем поздравлении в Культурном центре заметил:

Пошли юбилеи, пошли юбилеи
Виски неопавшие вдруг побелели…
А дальше все также: “В бокалы нальем…”
Лишь циферки щелкают перед нулем.


От Чучи с любовью …

Как-то гостил Сережа у своего друга Сергея, в народе именуемого Михалычем. В его ашдодской квартире на очередной “прощальный” концерт Делеорыча собралось, как обычно, человек около двадцати.
Атмосфера была уютной, душевно-доверительной. Сережа сам вел свою программу, пел, читал стихи, а в конце подписывал книги, диски, кассеты.
…И вот уже традиционное застолье, и «капланка» пошла по третьему кругу. И вдруг Чуча, любимая собачонка хозяина, заскулила и упала недвижимо. Михалыч, недолго думая, а дело заполночь уж было, берет такси и везет ее к знакомому ветеринару прямо на дом. Все обошлось, собачке сделали укол, но визит этот обошелся в 350 «шкаликов».
Не все из гостей поняли, что вообще произошло. Но минут через двадцать, когда Каплан все же вытянул из Михалыча полный отчет, он тут же отдал ему все свои, собранные на концерте, деньги и обратился к гостям: «Друзья мои! Не все, видимо, знают, что малышка Чуча – кормящая мать, у нее – трое щенков, и они ее высосали так, что та просто упала в обморок от авитаминоза. Давайте поможем Чуче! Вот мы сейчас выпьем за ее здоровье, и потом те, кто захочет, положат в эту баночку сколько не жаль, а я подпишу вам от лица благодарной Чучи свой портрет-календарь, поскольку своего у нее нет.»
На белом свете найдется, наверное, с десяток обладателей автографа «От Чучи с любовью, С.Каплан».

Добрый вечер!

Каждый свой концерт – независимо от того, в какое время суток он происходит, – Сергей всегда начинает одинаково: «Добрый вечер». Ну, во-первых, как он считает, «вечер к нам добр всегда», между тем как «утро добрым к нам благосклонно совсем не всегда». Почему? Да потому что друзей много и с каждым «добрым вечером» нужно выпить хотя бы по 50 граммов, вот и подумайте, насколько добрым к вам станет утро завтрашнего дня?
А тут ведь вообще ситуация особая: вокруг таких фигур всегда информация горячая. Так вот прошел слух, а может, и не слух вовсе, что С. Каплан совсем покинул Израиль. (Можно подумать, что Израиль безвыездная страна и выехать отсюда просто невозможно. Нет, конечно, можно. И неоднократно. Только тебя после этого почему-то лишают пособия по инвалидности.)
Вот Марина Меламед и поздравила Сергея песней на стихи Лорины Дымовой:

Снова с жизнью встречаюсь,
Когда возвращаюсь,
Когда возвращаюсь
В Иерусалим…


Просто лирика

Несколько лет назад на «Дюночке» в Ницаним после традиционных
многочисленных тостов и песен народ эдак «притомился» и начал дремать, другие разошлись по палаткам. Сергей остался у костра с несколькими близкими друзьями и вдруг вспомнил о Дне рождения Арсения Тарковского – своего любимого поэта. К нему уже подошли несколько человек, а он, приободрившись, встал и негромко начал читать стихи Арсения Александровича. Сергей знает много на память и читает мастерски, вел курс выразительного чтения в ГИТИСе. Сергей читал и читал. Узкий круг сидевших «обрастал» новыми слушателями, задремавшие отряхнули дрему, ну, а те, кто уже уснул, наверное, и во сне наслаждались стихами в исполнении Каплана.
Так ночью, у костра, в израильском парке Ницаним недалеко от Газы в течение часа звучали стихи удивительного русского поэта и переводчика – мерила скромности и благородства интеллигенции России 1970-х годов.
Из романтизма вырастают. Из романтики – нет… Любовь к поэзии Арсения Тарковского Сергей пронес на протяжении всей своей жизни. Увлечение его творчеством началось в Твери - с пединститута - с курсовой работы по литературе, тему которой сам выбрал, а прогрессивный преподаватель был, по-видимому, настоящим ценителем словесного искусства, поэтому не мог противостоять выбору студента.
А студент взял да и отправился из Твери в Москву (вот вам и начало страсти к путешествиям, благо, что путь недальний) – отправился к почти что опальному поэту. Тарковский в то время находился в больнице, так вот и пришлось вначале с дочерью познакомиться, дружеские контакты с которой остались на всю жизнь.

Роман Любарский, иерусалимец, поэт, журналист, член оргкомитета Дней Тарковских в Кировограде, участник юбилейного вечера Каплана в Иерусалимском культурном центре:

-В 1992 году Сергей Каплан приехал в Кировоград* на Дни Тарковских в составе делегации по приглашению Марины Арсеньевны. «Дни» объединили родословную всех выдающихся Тарковских: народовольца Александра Карловича, поэта-гуманиста Арсения Александровича и его сына, выдающегося режиссера-кинематографиста Андрея Арсеньевича, автора фильмов «Андрей Рублев», «Зеркало», «Ностальгия» и др.
Сергей, в свою очередь, пригласил друзей-бардов с Украины, которые пели свои песни на стихи Арсения Тарковского. А потом Сергей прочитал посвященное Марине Арсеньевне удивительное по форме, звучанию и смыслу стихотворение «Александр – Арсений – Андрей»:

Александр, Арсений, Андрей –
Крик, иголкой застрявшей в гортани
У страны тиранической дряни,
Забуревшей на красной заре.

Александр, Арсений, Андрей.
…Говорящие звезды созвучий
прожигают пространство сквозь тучи,
каждый звук – в миллион фонарей.

Александр, Арсений, Андрей…
А.Р.Н – три чарующих звука:
Вдохновение, рана и мука,
А разлука острей и острей.

Александр, Арсений, Андрей,
Три отца моих, три моих сына.
Слышу в имени ясном МАРИНА:
Александр, Арсений, Андрей.


С тех пор установилась наша дружба с Сережей. Спустя семь лет мы встретились в Израиле, и она продолжилась здесь на новом творческом витке.
В тот момент, когда разговаривали с Романом о Сергее, вдруг – звонок. Да, это он, спрашивает, как идет подготовка к концерту.
Я: -Что уже на пути к Иерусалиму?
Каплан: -Уже «восхожу»! В Иерусалим всегда только поднимаются, я с этим согласен! Поднимаюсь опять: «Добрый вечер, Иерусалим!»

*Тарковский родился в Елисаветграде (Кировограде) и жил здесь до 18 лет.
                                                                                    Галина Подольская,
доктор искусствоведения, Иерусалим.