103205774 





Бард Топ
Фестивально-концертный портал

Архив

Фотогалереи Пресса Тексты и Аудио Дискография Библиография

Об авторской песне  Гамольский Ади  с авторского сайта Ади Гамольского  01-08-04


Так уж получилось, что, перебравшись в Израиль, т.е., совершив алию, со многим пришлось расстаться, и, наверное, самое больное, - кругом общения. А этот круг общения для меня составляли, в основном, мои друзья по туристским   походам, соревнованиям, слетам, по альпинистским восхождениям и горнолыжным лагерям. Отличительной особенностью их была любовь и тонкое понимание авторской песни. А уж попеть мы все любили! Особенно в хорошей компании да с дружным подпеванием, где даже бутылка как-то и не требовалась. Настроение создавалось само собой, настроение создавали песни. Естественно то, что гитарист в такой компании - персона, как бы сейчас сказали, VIP!
       В туризм меня затянули в 1960 г. Туристской команде НИИ, в котором я   работал, нужен был гитарист, чтобы аккомпанировать во время выступления. Впервые в жизни я услыхал совершенно новые для меня песни: и озорные, и юморные, и серьезные, и... всевозможные. Я буквально купался в этих словах, мелодиях. Это было высочайшее наслаждение! Естественно, что по окончании слета, я не мог расстаться ни с этими песнями, ни с ребятами, которые их пели. И дружба наша продолжается по сегодняшний день, несмотря на катаклизмы, произошедшие с нами и нашими странами. Такова жизнь.
       Хочу отметить, что авторов исполняемых песен друзья мои не знали, да, особенно, и не интересовались – была бы песня хороша.
       Разумеется, на следующий же туристский слет, я уже ехал, как полноправный член команды. И уже не только пел, но и участвовал в соревнованиях. Особенно незабываемые впечатления оставили у меня соревнования по ночному ориентированию. До сих пор помню в деталях!
       Это был какой-то идиотский бег по ночному лесу, подсвечиваемому фонариками! А с утра, еще не проспавшись после ночной беготни, уже начинали кучковаться возле костров, у которых сидели с гитарами известные “барды”. Я тогда впервые услышал это слово - “барды”... На меня, начинающего, была возложена обязанность – записать и запомнить как можно больше песен, чтобы в последствии их уже пела вся команда. Фактически я должен был исполнить функцию магнитофона, т.к. в те далекие времена переносные магнитофоны представляли невероятную экзотику, особенно для нас - младших научных сотрудников и, тому подобных, инженеров.
         С тех пор жизнь моя приобрела какую-то новую окраску, слеты сменялись соревнованиями, туристические походы – альпинистскими и горно-лыжными лагерями. Но всегда со мною была гитара. Я узнал, что у многих песен есть, оказывается, авторы. А потом и увидел их, познакомился с ними. Оказалось, что Юра Кукин – тренер фигурного катания, Валик Вихорев – механик в НИИ, Саша Городницкий – геолог, а Женя Клячкин – инженер-строитель, как и Александр Дольский, и т.д.. Но как же они сумели сочинять ТАКИЕ песни, что от них перехватывало дыхание! А Юлий Ким! Это же море юмора! Кстати, он сейчас тоже живет в Израиле. Но однажды мне дали послушать песни Булата Окуджавы... Что вам сказать? Это было какое-то озарение! Нечто божественное! Негромкий голос, негромкий аккомпанемент и задушевные слова. Учить эти песни не составляло ни какого труда – они сами укладывались в память, как книжки на полку. Спустя много лет после этой заочной встречи, произошла встреча воочию. Невероятно смущаясь, я только попросил у него автограф. Разговаривать я не смог. Не смог и все.
          Юрий Визбор. Его песни на слуху все время. Простые слова, простая мелодия, задушевность. “Снова нас ведут куда-то...”, “...Южный Крест взошел на небо.”, “Веревочка”, да тут уморишься перечислять! И вот он приезжает к нам в Донецк выступать в ДонУГИ. Почему-то у него не оказалось гитары и мне поручили сбегать домой и притащить свою. Как я важничал! На моей гитаре играл мой кумир! Он приезжал еще раз, выступал в Институте Металлов. Это были незабываемые концерты. Что ни говори, а писал он песни потрясающе, да и исполнял их с неменьшим мастерством и какой-то проницающей искренностью. По сегодняшний день многие его песни помню и всегда охотно исполняю. И, кстати, не только я один. При первом его приезде вместе с ним выступали Татьяна и Сергей Никитины. Что вообще можно сказать об этом изумительном дуэте! Уже то, что мои внуки распевают на русском языке здесь в Израиле их песни, говорит о многом. Песни запали детворе в души!
          А потом почти одновременно открыл для себя Александра Галича и Владимира Высоцкого - поэтов трагической судьбы. Первый был сразу и категорически запрещен для исполнения; в библиотеках были изъяты его книги, сценарии, пьесы. Высоцкий же официально запрещен не был, но власти создавали такую обстановку, чтобы его концерты срывались. Он тоже приезжал в Донецк с концертами. Он выступал на шахтах, в помещении Драмтеатра – с бешеным успехом! Когда я увидел его на сцене, такого некрупного, даже хрупкого, казалось, что он как-то непропорционален своим стихам – мощным, крепким, добротно сложенным. Но то, что он пел и то, как он пел, было за пределами восприятия! Казалось, что в унисон его семиструнке звучал весь театр, все души и сердца слушателей. В зале творилось что-то невообразимое! Таким я его и запомнил. А   за исполнение песен Галича я имел беседу с неким капитаном КГБ. Но это уже другая история.
       Зимой 1968г наш городской турклуб под неусыпным контролем обкома комсомола “вышел на связь” с ленинградским КСП “Восток” на предмет выступлений членов клуба у нас в Донецке. Вести переговоры были командированы Виталий Коваленко и Женя Агранова ( по совместительству моя жена ). В то время членами КСП “Восток” были Евгений Клячкин, Вячеслав Лейкин, Борис Полоскин, Юрий Кукин, Валентин Вихорев, Александр Городницкий и многие другие, уже известные на весь Союз авторы популярных песен. И вот в помещении Политехникума состоялось первое в истории Донецка выступление “бардов”. Известнейшие песни обрели авторов   - это были Юрий Кукин и Валентин Вихорев. В организации их выступлений принимали участие все, кто только мог и, конечно, Эдуард Курченко, Стас Щербина, Бела Голянд, я и многие, многие другие, каждый считал своим долгом помочь хоть чем-то.
          С тех пор началась, можно сказать, эра авторской песни в Донецке. Следующими приехали к нам Александр Городницкий, Евгений Клячкин, потом Александр Дулов, Юрий Визбор, Леонид Семаков, Александр Дольский, Вадим Егоров, Борис Вахнюк, геофизик Владимир Туриянский, искрящийся юмором харьковчанин Григорий Дикштейн и, к нашему огромному удовольствию, многие, многие другие. Приезжали великолепные исполнители Вахротимов и Брунов из Ленинграда, Озерицкий из Белоруссии. Всех не перечислить.
    Вполне естественно, что с появлением названных мною авторов и исполнителей, у многих исполнителей авторских песен возникало желание самим сочинять и самим исполнять собственные песни, дескать, и мы не хуже и мы так смогем! Появилась туча новых “бардов,” порой даже неплохих. Каждый уважающий себя населенный пункт, считал своим долгом провести свой собственный фестиваль авторской песни, появились и лауреаты этих фестивалей. Казалось бы, что здесь плохого? Но уровень мастерства этих лауреатов, качество стихов и мелодии, увы, часто оставляли желать лучшего. В свое время против этого поветрия резко выступали Б.Окуджава, В.Долина и другие: “ это любительская песня, массовая культура, которая не имеет ничего общего с тем, с чего мы когда-то начинали...”                                                                                                                         Конечно, это мнение “мэтров” и они знали, о чем говорили, оспаривать его невозможно. И все-таки, по моему мнению авторская песня может быть или хорошая или никудышная. Провести четкую грань между авторской песней и песней любительской невозможно, да и стоит ли? Если песня хороша, то ее поют и у костра, и в компании, и на кухнях ( как было с запрещаемыми песнями Галича, Высоцкого и Кима – которому не могли простить подписи под известным письмом). Если песня стоит того, то ее поют и на фестивалях авторской песни. Возможно, я ошибусь, но наверное единственный фестиваль, на котором всегда представлено лучшее из авторской песни, это – Грушинский фестиваль. Тем не менее, каюсь, тоже неоднократно принимал участие в подобных фестивалях. Но только, в качестве исполнителя. А в 1968г., одновременно с дипломом от жюри, благодарные слушатели вынесли мне самодельный лавровый венок, верх признательности! И к следующему фестивалю на спор сочинил две песни, заработал первое место и за песни и за исполнение. Ободренный успехом, я принялся “клепать” песни, но... успеха у слушателей они не имели. Слава Богу, хватило ума на этом остановиться и больше сочинительством не баловаться. И все-таки впоследствии неоднократно принимал участие во многих фестивалях, но только как исполнитель, и неоднократно был отмечен дипломами лауреата.
          В 1966г., будучи аспирантом Донецкого Госуниверситета, организовал в нем клуб авторской песни. Он пользовался невероятной популярностью в городе, практически еженедельно мы выступали на предприятиях, в организациях, даже выезжали в г.Артемовск, выступали там в помещении Драмтеатра и на заводе. Это же и не удивительно, мы несли людям авторскую песню! Но все когда-то кончается: ребята окончили университет, разъехались по направлениям, я закончил аспирантуру и тоже покинул университет. Смену, к сожалению, вырастить не сумел.
    Прошло много лет, я специально опускаю изложение моих “подвигов” за это время. Но произошло событие, о котором не могу не рассказать. В декабре 1991г. распался Союз, а уже в январе я оказался безработным. Ощущение совершенно ужасное – дни проходят, а я не могу принести в дом ни гроша! Ни пособия, ни заработка. Пришлось продавать кое-что из дома. Но, что я мог накопить, человек, живущий всю жизнь только на зарплату? Я хватался за любую работу, даже и не перечислить, чем я занимался! Хорошо, что работала жена, была хоть какая-то копейка в доме. Не знаю, сколько бы такое продолжалось, но на мое счастье, судьба свела меня с Анной Васильевной Кузьменко – человеком невероятной энергии, ума, предприимчивости и прочих многих достоинств! Она предложила вести, в организованном ею Институте туристического бизнеса, курс -”Авторская песня”.
       Прежде всего, это была работа, причем работа интересная и, к тому же, еще и заработок. Надо было только видеть лица этих ребят! Я теперь понял истинное значение слова “внимали”! Они внимали всем – глазами, ушами, но главное - душами. Я работал с огромным удовольствием, забывая буквально обо всем. И потом, когда перед началом следующего учебного года, весь институт собрался на турбазе в Святогорске, я получил незабываемую плату за свои труды. Все сидящие в зале, около 300 студентов подпевали мне, стоящему на сцене,песни, которые отныне стали и их песнями. И с тех пор такие встречи стали традиционными.
            С   января 1995г. я живу в в Израиле в г.Петах-Тиква. У нас есть клуб авторской песни, отметивший недавно свое первое десятилетие. Он объединяет много прекрасных авторов и великолепных исполнителей. Новое время,- новые песни. Это диалектика. Сегодня авторская песня базируется на практически профессиональном владении гитарой, артистичности исполнения и определенных вокальных данных. Увы, я в этих делах остался дилетантом, можно сказать “ костровым бардом”. Душою и сердцем я там, у наших костров, с моими дорогими друзьями – спутниками путешествий, восхождений и соревнований, с иститутом Турбизнеса и его Президентом, с нашей любимой авторской песней.
          Дважды прилетал я в Донецк и каждый раз это были необыкновенно теплые и светлые встречи. И на них всегда звучали НАШИ песни,   объединяющие нас, разделенных расстояниями и границами. Песни авторов известных и неизвестных, но безмерно близких нам   по духу.


Петах – Тиква, Израиль.

2004г.


Взято с сайта Ади Гамольского