В прокате Израиля
  • Место в раю
  • Операция "Копьё"
  • Вифлеем
  • Молодость
  • Кто боится серого волка?
  • Водопроводчик
  • Охота на слонов
  • Чудеса
  • Ложь во спасение
  • Путешествие Игоря и журавлей
  • Бананы
  • Городская легенда
  • Рок в касбе
  • Последние стражи
  • Не в Тель Авиве
  • Баллада плачущей весны
  • Заполнить пустоту
  • Пять разбитых камер
  • Реставрация
  • Бешенство
  • Проникновение поодиночке
  • Путешествие начальника отдела кадров
  • Внутренняя грамматика

  • Подписаться на новости сайта



    Rambler's Top100

    Весь русский КИНО-интернет.


     21489643 

    Тексты

      Новые горизонты израильского кинематографа 25-01-05
    Израильское кино по сравнению с европейским или американским, относительно молодо. Оно еще находится в стадии становления. С момента образования государства, кинематограф отображал, в основном, реальные события, происходившие в Израиле на протяжении его истории, являясь наглядным свидетельством развития страны. Причем героями картин становилось как общество в целом, так и конкретные личности. По сути дела, в центре внимания израильского кино было самое главное, что будоражило общество, от Войны за Независимость (1948г) и до борьбы с терроризмом. Не остались без внимания межобщинные и межрелигиозные конфликты, отношения между религиозными и светскими гражданами страны, и, конечно же, комплекс проблем, связанный с репатриацией и вхождением новых репатриантов в жизнь страны.

    На первых порах, в конце 40х - начале 50х, фильмы выпускались скорее в целях пропаганды. Они рассказывали, пользуясь конкретными примерами, о национальном возрождении, о трудностях, с которыми сталкивалось молодое сионистское государство и о борьбе с ними. Этот период израильского кинематографа назывался сионистским реализмом. Каждый режиссер старался, прежде всего, отдать свой патриотический долг родине. Киноиндустрия тех лет, если ее так можно было назвать, существовала за счет усилий одного человека: Натана Аксельрода, снявшего первый по-настоящему художественный фильм - “Бродяга”. Так продолжалось до 1952г, когда профсоюзом был утвержден Отдел кинематографии, с 1954 года возглавляемый Игалем Эфрати. В то же время подобная организация была создана в Армии Обороны Израиля. В 50-е годы израильский кинематограф освещал такие насущные проблемы, как государственная безопасность, сельская тематика: киббуцы и озеленение пустыни, армия, репатриация. Как правило, эти фильмы создавались на частные средства, например Фонда Национального Возрождения (Керен Кайемет), выпустившего, в том числе “Высота 24 не отвечает” (1954), рассказывавший о событиях Войны за Независимость.

    Начиная с конца 50-х ситуация в корне изменилась. С самого основания Израиля прием новых репатриантов являлся приоритетным направлением. Волны репатриации из Азии и северной Африки оказали значительное влияние на состав посетителей кинотеатров. Новые израильтяне испытывали трудности с ивритом и подвергались дискриминации со стороны старожилов, как правило, выходцев из Европы. Кроме того, в стране выросло новое поколение, поколение уроженцев Израиля. В 60-е усилилась и государственная поддержка киноиндустрии. Правительство готово было возместить расходы на создание любого фильма, выпускавшегося под знаком “Сделано в Израиле”, что привлекло в израильскую киноиндустрию немало частных инвесторов. Фильмы изменились и по форме, и по содержанию. Доля пропагандистского кино сократилась, появились фильмы новых жанров: комедии, боевики, мелодрамы, детское кино и прочее. Так, фильм Амоса Кенана “Дыра в Луне”, пародировавшего Израиль начала 60-х, получил премию кинокритиков на Каннском Кинофестивале. Кинорежиссеры обращались к театру в поисках сюжетов для экранизации. Например, в основу фильма “Салах Шабати”, поставленного Менахемом Голаном, легли короткие скетчи Эфраима Кишона. Успех картины был невероятным: 1,200,000 зрителей.

    Семидесятые годы ознаменовались появлением так называемых “Бурекасов”. Изначально обозначающее разновидность выпечки, это слово стало прозвищем фильмов, рассказывавших о простых израильтянах: открытых, честных и приверженных традициям, так непохожих на европейцев. Говоря “израильтяне”, мы подразумеваем “сефардов” - выходцах из стран Азии и Африки.

    С 1977 года в израильском кинематографе появилось новое течение, навеянное событиями Октябрьской Войны 1973г, называемой также Войной Йом-Киппур. Его основными качествами стали новый стиль и новые технологии, продвигаемые режиссерами “новой волны” совместно с Министерством Культуры и Просвещения. Несмотря на скудный бюджет, израильский кинематограф добился значительных успехов. Одним из лучших фильмов, выпущенных до 1981 года, был “Где Даниэль Вакс?”, созданный Авраамом Эфнером. Главным героем нового кино стал палестинский араб, превратившийся из врага в харизматичного героя (“За стеной” Ури Бараша (1984), “Хамсин” Даниэля Ваксмана (1982) и многие другие). Арабо-израильский конфликт стал описываться, как нескончаемая национальная трагедия.

    Начало 90-х в истории израильского кинематографа ознаменовалось появлением двух важных тенденций: во-первых, тема арабо-израильского конфликта постепенно стала уступать место другим проблемам, а во-вторых, фокус израильского кино стал неуклонно перемещаться от общественных проблем к личным. Появились комедии, вроде “Шуру” или “Тель-Авивские истории”. Последняя, например, затрагивала тему феминизма, прежде не освещавшуюся в израильском кино. Эта эпоха получила название “Плюралистического реализма”.

    В наши дни несмотря на (а может быть, из-за) все трудности и резкий рост коммерческого телевидения, израильское кино переживает период роста. Отказ от идеологического стержня привел к тому, что основным критерием оценки сценария стал ответ на вопрос: “Будет ли фильм интересен зрителю?”. Тель-Авивский подросток, зажиточная семья, новый репатриант, религиозная женщина - все они одинаково интересны и ценны. Последние два года принесли израильскому кино долгожданное международное признание:

    “Иерусалим - фрагменты” Рона Хавилио получили первый приз на фестивале Ямагата в Японии и приз кинокритиков на Берлинском кинофестивале.

    Иерусалимская школа кино и телевидения получила звание “Выдающаяся школа” на фестивале в Мюнхене. Ее фильмы завоевали многочисленные призы на фестивалях по всему миру.

    Довер Кохашвили, выпускник Факультета кино Тель-Авивского Университета, получил второе место в Каннах за короткометражный фильм “По правилам”.

    Лучшим телефильмом на фестивале Банфф был признан “Долг Аарона Коэна” Амалии Марголин.

    Фильм “Друзья Яны” (кстати, демонстрирующийся на Фестивале израильского кино в Санкт-Петербурге) получил первый приз на фестивале в Карловых Варах.

    “Кадош” Амоса Гитая получил высшую награду на Каннском кинофестивале.
    Все вышеперечисленное представляет собой лишь часть картины.

    Израильскому кинематографу, как и любому другому, свойственны проблемы: однако когда фильм затрагивает такие вечные темы, как взаимоотношения мужчины и женщины, внутрисемейные проблемы, отношение общества к пожилым и больным людям, такие картины доходят до сердца каждого человека и никого не оставляют равнодушными, что и произошло с лучшими израильскими кинопроизведениями.


    Источник:Киноцентр Дом Кино, Санкт-Петербург 
    URL:http://www.domkino.spb.ru
    Просмотров:8443 

    Оставить комментарий Обсудить на форуме


    Поиск по сайту ?