В прокате Израиля
  • Место в раю
  • Операция "Копьё"
  • Вифлеем
  • Молодость
  • Кто боится серого волка?
  • Водопроводчик
  • Охота на слонов
  • Чудеса
  • Ложь во спасение
  • Путешествие Игоря и журавлей
  • Бананы
  • Городская легенда
  • Рок в касбе
  • Последние стражи
  • Не в Тель Авиве
  • Баллада плачущей весны
  • Заполнить пустоту
  • Пять разбитых камер
  • Реставрация
  • Бешенство
  • Проникновение поодиночке
  • Путешествие начальника отдела кадров
  • Внутренняя грамматика

  • Подписаться на новости сайта



    Rambler's Top100

    Весь русский КИНО-интернет.


     22927636 

    Тексты

      В темноте, да не в обиде 22-06-03
    По случаю премьерного показа на нынешнем Каннском фестивале фильма Ларса фон Триера "Догвиль", часто вспоминаются его предыдущие работы и много говорится о том, насколько далеко шагнул этот скандальный режиссёр своим последним фильмом.

    Попытаемся проследить недолгую и не совсем тернистую дорогу Ларса фон Триера от начинающего режиссёра прозябающего в сырой Дании до одного из самых противоречивых обладателей Золотой Пальмовой Ветви Канн и затем обратим наше внимание к ленте, ставшей венцом кинокарьеры этого режиссёра.

    Дело в том , что в 95 году**, где-то в Дании или в её окрестностях, собралась группа молодых и не очень интеллектуалов и решила поиздеваться над мировой элитарной культурой. Они составили и опубликовали манифест, согласно которому делать кино теперь полагается по определённым правилам, в этом же манифесте и оговоренным. Кино должно быть "чистым" полагают они и отказываются от искусственного освещения, музыки и работы в студиях. Всё будет сниматься на естественных локэйшинах, камерой с плеча. Также мы отказываемся от всех компьютеризированных методов работы и будем делать монтаж разрезая плёнку ножницами, заявляют эти революционеры от кино.

    Это всё чем-то напоминает идеи Годара в 60-ых. Зачем полировать фильм скрывая недоделки, если это можно превратить в новый стиль и одновременно затронуть пару философских вопросов о сути кино.
    Первые фильмы "Догмы-95" выглядят для непривыкшего глаза как баловство с домашней камерой допотопного производства. Дёргающийся кадр, размытый фокус, ужасные цвета и звук - вот основные характеристики фильмов отображающих эту идеологию. Несмотря на эти, на первый взгляд, недостатки, фильмы Догмы того времени завоёвывают зрителя во всём мире, а центровые из них "Торжество" Винтенберга*** и "Рассекая волны" фон Триера срывают огромную кучу аплодисментов у суровых к таким экспериментам критиков.

    Кажущийся хаотичным и небрежным стиль этих фильмов, на самом деле создаёт особую атмосферу, ведь прежде чем отойти от канонов, фон Триер и компания успели состоятся как режиссёры и то, что кажется беспорядком на самом деле профессионально продумано.

    Не собираясь почивать на лаврах, фон Триер снимает свой следующий фильм - "Идиоты". Из-за смачно снятой сцены группового секса этот фильм не пользовался особой популярностью у прокатчиков и распостранялся в основном на ДВД и видео. Что незаслуженно лишило его той популярности что и "Рассекая волны", хотя и там тоже с сексом не всё гладко. "Идиоты", по моему мнению, очень своеобразный и впечатляющий фильм с привкусом панка про смелых людей, которые не боятся выпустить на свободу идиота живущего в каждом из нас.
    В современной культуре, в эпоху постмодернизма зачастую возникают направления и течения настолько яркие, что их энергии хватает лишь на несколько лет и они угасают не успев пустить крепкие корни. Но влияние таких кратковременных явлений заключается не в мощной традиции и не в миллионах зрителей, а в культурном наследии, которое они оставляют после себя. Чтобы состояться как режиссёр достаточно создать пару хороших фильмов. И эхо такого творчества гулко отзовётся на несколько поколений вперёд. Цель таких групп как Догма не только высмеять и доказать, что "мы такие альтернативные и умные, будем всё делать по своему". Главное заставить задуматься, вызвать людей на дискуссионный ковёр. И скандально прогремев успехом по всему миру, фон Триер, Винтерберг и компания достигли самого важного – изменилось мышление, отношение к искусству кино, произошёл перелом в сознании. И как нельзя было продолжать делать фильмы по-старому после Годара, также нельзя теперь не брать в расчёт эксперимент скандинавских интеллектуалов.****

    Чем хорош фон Триер со своей Догмой, так это тем что она ему быстро надоела. Слишком уж спорный стиль был выбран, ведь не каждый зритель способен насладиться таким проблемным самовыражением. Запахло жареным, "Догма-95" не могла больше удивлять своим нонконформизмом; скорее раздражала. Да и первоначальная свежесть со временем была утеряна. Впереди зияли перспективы экспериментального и малобюджетного кино.

    Продолжать в том же духе не было смысла, революция закончилась и очевидно посчитав, что нужного эффекта он уже добился, Фон Триер без особого сожаления нарушает в "Танцующей в темноте" почти все пункты манифеста Догмы, но оставляет самый заметный элемент - работа оператора остаётся быть по догматике.

    Действие происходит в середине 60-ых, в захолустном американском городишке. Чешская эмигрантка Сельма (Бьорк) одна растит своего сына в вагончике, который ей мило предложил по дружбе местный полицейский Билл (Дэвид Морс). У неё есть странный и робкий поклонник Джефф ( Питер Стормаре) и подруга по работе и по жизни Кати (Катрин Денёв). Сельма потихоньку слепнет и зная что болезнь передаётся по наследству откладывает последние центы на операцию для сына. Но нелёгкая судьба эмигрантки подкладывает ей ещё одну большую свинью и, казалось, такая незмысловатая история принимает совсем неожиданный поворот.

    Как и многие великие фильмы "Танцующая в темноте" делает акцент не только на сюжете. Хотя именно он является основным мотивом и толчком для развития фильма, однако триеровская форма и эстетика преобладают. Доведённые до границ разумного монтаж и съёмка вызывают тошноту, позывы к рвоте, а также головокружения даже у привыкшего к различным экспериментам зрителя. Как испытавший на себе подтверждаю, что это не преувеличение. Более того, накоторые желудки всё таки умудрились выплюнуть наружу своё содержимое.

    "Парадокс", скажете вы. Но посмотрите сами, и обязательно на большом экране (что вряд ли у вас получится, фильм не новый, вышел из проката) и вы всё поймете. До последнего штриха продумал всё Ларс фон Триер. Используя дрожащую камеру 35 мм, и оправдывая отсутствие фокуса якобы приёмом подчеркивающим слепоту Сельмы, он физически воздействуе на ваши мозги и желудок.

    Блевать тянет не от плохого фильма, от того что глазам тяжело смотреть на то, что происходит на экране, также как некоторым кружится голова, когда смотрят с высоты на землю. Ларс фон Триер в очередной раз издевается над зрителем. Взяв несложный мелодраматичный сюжет, он превращает его в душераздирающую трагедию, да ещё и совмещает это с песнями и танцами а-ля мюзикл. Ловким трюком фон Триер добивается полного отождествления зрителя с героиней и её драмой. Это уже нелегкое испытание для нервной системы, а тут ещё такой сумасшедший монтаж и ненормально прыгающая картинка. Плюс ко всему каждая сцена потрясает своим эмоциональным зарядом, как следствие великолепной игры актёров.

    У "Танцующей в темноте" нет ни одного слабого места и в этом её недостаток. Это гениальная манипуляция нашими чувствами и эмоциями. Если ты уже пришел в кинотеатр, то так просто оттуда ты уже не уйдёшь. Бьорк и фон Триер заставят тебя смеятся и плакать, сочувствовать и ненавидеть, жалеть и презирать, а в итоге ты останешся вымотаным до нервного истощения. И тебе будует уже наплевать, что у всей этой истории напрочь отсутствует логика, что в пересказе это выглядит дешевой мелодрамой и трагедия Сельмы высосана из пальца. Легче остановиться за 2 секунды до оргазма, чем выйти из зала и недождаться развязки, которая кстати напрашивается по ходу фильма.

    Совместная работа актрисы и режиссёра привела первую к нервному срыву, а позже, когда вышел в свободную продажу документальный фильм о съёмках, это противостояние чуть было не дошло до суда. Бьорк зареклась когда-либо сниматься в кино, получив за свою единственную работу на этом поприще ни много не мало, а Золотую Ветку Каннского фестиваля. И вправду, её игра гениальна, она просто слилась со своей героиней в единое целое. Реализм прыщиков на ей лице лишь усиливает ощущение близости.

    Выбор Бьорк на роль Сельмы не случаен. Аура "не от мира сего", окружющая певицу и актрису, также характеризует и Сельму. Она без ума от мюзиклов и сама играет в местном театре. Но что делать когда тебя поражает слепота? Мюзиклы Сельма смотрит в пересказе подруги, а в театре, перед репетицией, высчитывает шаги чтобы не упасть со сцены.
    Она как бы не ощущает своих проблем, она улыбается солнышку и радуется пению птичек с блаженной улыбкой на лице. Кажется такая и мухи не обидит. Но чтобы достичь единственную цель в жизни, превратившуюся в навязчивую идею - спасти зрение сына - Сельма не остановится ни перед чем.

    Можно сказать что без ТАКОЙ игры Бьорк фильм бы не удался ТАКИМ, правда тоже самое можно отнести и к любому из ингридиентов этого "киноделикатеса". Но, однозначно, трагедия этой девушки несоизмеримо больше торкает на фоне симпатии и нежности, которые вызывает образ созданный Бьорк.

    Особняком стоят музыкальные сцены фильма. Попытка фон Триера создать мюзикл выглядит цинично на фоне разворачивающихся событий, но в целом, оправдана как единственное светлое в жизни героини. В любом случае, цель отрыва от реальности, как это делали американские довоенные мюзиклы, была достигнута. Эскепизмом, в плане ухода от проблем в красочный мир это назвать сложно. Скорее наоборот. Но фильм завораживает и всё реальное куда-то исчезает на эти 2.5 часа.
    Все песни написаны, разумеется, самой Бьорк, на стихи фон Триера и собственные и по смыслу соответствуют сюжету филма. Саундтрэк вышел как отдельный альбом Бьорк и выгодно отличается от знакомого нам формата звуковых дорожек.

    Первая песня состоит из шипения, трещания и скрежета станков завода на котором работает Сельма. А последняя - это отщёт шагов до виселицы. Заглавная же песня "I’ve seen it all" в фильме исполняется дуэтом со Стормаре, а на диске с Томом Йорком из "Radiohead". На мой вкус диск сам по себе получился не очень, но в фильме, с поставленой хореографией эти песни приобретают совсем другой вид. Можно вырезть их из фильма и крутить по ТВ как клипы.

    "Танцующую в темноте" можно смело занести в список шедевров мирового кинематографа, но вместе с этим, картина фон Триера вызывает двойственные чувства. Отдавая должное людям поставившим эту современную трагедию, обнаруживаешь себя в некотором отдалении от Сельмы и компании. Слишком сильный стресс они нам предлагают и сознание старается забыть эмоциональную травму как можно скорей.

    ** Легенда гласит, что на самом деле все события происxодили не раньше 97 года, а пометить манифест 95-ым, было решено из каких-то хитрых соображений. Впрочем, то, что поиздеваться и помистифицировать эти ребята любят, мы уже поняли.
    *** Первая известность пришла к Томасу Винтербергу после победы на Тель-Авивском фестивале студенческих фильмов в начале девяностых.
    **** Тут не стоит обобщать. Такое заявление относится только к авторскому, думающему кино, которое занимается поиском.

    P.S.: Dogma-95 http://www.tvropa.com/tvropa1.2/film/dogme95/menu/menuset.htm
    “Это интересно” от cinema.vrn.ru:

    - Бюджет "Танцующей в темноте" составил 120 млн шведских крон (около 12 млн долларов). Сборы же картины составили 1 млн долларов в Дании, 237 тысяч долларов в Финляндии, 999 тысяч долларов в Германии, 849 тысяч долларов в Италии, 243 тысяч долларов в Голландии, 361 тысяч долларов -- в Норвегии, 71 тысячу (!) долларов в Исландии и 4 млн долларов в США, где фильм так и не вышел в широкий прокат.
    - По замыслу Ларса фон Триера фильм начинается с увертюры, которая звучит, когда в зале уже погасли огни, а занавес еще не поднят. Но американские дистрибьюторы выступили против этого, объясняя, что никаких занавесов в американских кинотеатрах нет, а неопытные киномеханики могут вообще не включить звук, если на экране нет изображения. В итоге в Америке увертюра звучит на фоне коллажа акварелей Пирса Киркеби, мужа одной из продюсеров картины.


    Костико Цукерка

    Просмотров:4267 

    Оставить комментарий Обсудить на форуме


    Поиск по сайту ?