В прокате Израиля
  • Место в раю
  • Операция "Копьё"
  • Вифлеем
  • Молодость
  • Кто боится серого волка?
  • Водопроводчик
  • Охота на слонов
  • Чудеса
  • Ложь во спасение
  • Путешествие Игоря и журавлей
  • Бананы
  • Городская легенда
  • Рок в касбе
  • Последние стражи
  • Не в Тель Авиве
  • Баллада плачущей весны
  • Заполнить пустоту
  • Пять разбитых камер
  • Реставрация
  • Бешенство
  • Проникновение поодиночке
  • Путешествие начальника отдела кадров
  • Внутренняя грамматика

  • Подписаться на новости сайта



    Rambler's Top100

    Весь русский КИНО-интернет.


     22927560 

    Тексты

      Немецкий Прорыв 02-09-03
    За окнами в сумасшедшем ритме пульсирует XXI век, цивилизация достигла высот о которых даже фантасты не мечтали, а отсталые страны давно уже не отсталые, а развивающиеся. Сегодня кинопроизводство налажено по всему земному шару. За последние годы, в этот элитный доселе клуб присоединились чуть ли не все страны третьего мира. Фестивалем африканского кино никого не удивишь, ведь существование национального кинематографа ныне неотъемлемый атрибут каждого мало-мальски уважающего себя государства.

    Но всё же кино, изначально, продукт культуры сугубо западной. До 50-ых годов никто и не подозревал, что за пределами Европы или США возможен кинопроцесс и триумфальное появление на одном из первых Каннских фестивалей Куросавы доказало обратное – японское кино стало той первой ласточкой, что принесла в клюве семена глобализации.
    На фоне современного изобилия фильмов как-то затерялся флагман мирового кинематографа прошлых лет – Германия. Имея богатейшее культурное наследие и традиции, немецкое кино на закате второго тысячелетия производило на свет в основном неконкурентноспособный продукт, не пользующийся спросом ни на местном рынке, ни за его пределами.

    Вообще, в ХХ веке немецкий кинематограф, как и всю страну, лихорадило не шуточно. Условно можно выделить четыре основных периода в немецкой истории, которые отметились в мировых анналах величайшими достижениями кино. В 20-ых годах немецкий экспрессионизм ещё до появления звукового кино доказал, что движущиеся картинки это не просто развлечение, а величайшее искусство и не обязательно разделять эти два понятия. Во времена третьего Рейха, министр пропаганды Геббельс и режиссёр Лени Рифеншталь создавали шедевры на службе у фашизма, которые несмотря на политизацию и идеологию остаются произведениями искусства высочайшего уровня. А когда после капитуляции Гитлера прошло 20 лет и сформировалось поколение не несущее на плечах груз вины за содеянные преступления против человечества, до Германии Новой Волной докатился модернизм. По всей планете прославились Херцог, Фассбиндер и Вендерс и с ними ассоциировалось немецкое кино ещё долгие годы после заката Новой Волны.

    К сожалению (а может быть и к счастью) кино в Германии не развивалось последовательно и равномерно. Самые яркие режиссёры экспрессионизма сбежали из страны с приходом к власти Социал-Демократической партии, опасаясь преследования при решении национального вопроса. Как следствие - самая мощная в мире, на то время, киностудия УФА пришла в упадок. Затем, огромная индустрия, созданная фашистким режимом была уничтожена победителями. А новая волна подошла к своему завершению этак к году 82. Фассбиндер умер, Вендерс уехал в Америку и немецкое кино впало в кому, изредка приходя в сознание (Небо над Берлином, 1986).

    Эйфория, возникшая после падения Берлинской стены и воссоединения немецкого народа, быстро сменилась умеренным оптимизмом, а кинематограф ступил на стезю возрождения, потихоньку наращивая мускулы. Прорвало в 98, когда красноволосая Лола промчалась по всему миру и даже в Америке собрала небывалую сумму для неанглоязычного фильма (7 млн). Как это часто бывает, такой успех не проходит бесследно и Том Тыквер, режиссёр Беги, Лола, Беги создаёт собственную киностудию X Film Creative Pool.

    Стало ясно, что под плотной оболочкой самодостаточности бурлят процессы и киноманы по всемы миру обратили свои взоры к происходящему в Германии, ожидая нового хита. Очевидно Тыквер занимался организаторскими вопросами и поэтому заставил ждать своего следующиего фильма два года. Принцесса и Воин получился полной противоположностью Лоле. Довольно длинный и немного занудный, он вместо резкой съёмки и быстрой раскадровки использовал плавную камеру и длинные, вдумывающиеся сцены. И хотя тандем Тыквера и Франки Потенте, сыгравшей главную героиню в обоих фильмах, работает в новом амплуа ничуть не хуже, а просто по другому, тем не менее судьба фильма в прокате не оправдала ожиданий.

    В то время как все надежды по возрождению национального кино Германия связывала с Тыквером, её главным представителем на мировой арене в 2000 году стала романтическая лента В Июле, режиссёра турецкого происхождения по имени Фатих Акин. Эта картина, несмотря на узкие рамки жанра (роадмуви+комедия), веяла свежестью и свободой, а в главной роли снялся Морис Бляйтброу, без участия которого, сегодня не обходится ни один масштабный проект (Эксперимент, Беги, Лола, Беги). Дебютная работа Акина Быстро и Без Боли вышла в 98 и осталась в тени успеха Лолы, зато следущая добилась заслуженного признания, а последний его фильм Солино был даже отобран в программу Каннского фестиваля.

    Родился Фатих Акин в 1973, в Германии и его личная судьба, как лакмусовая бумажка, отображает происходящие в Европе процессы. Миллионы иммигрантов, волны возвращенцев, отсутствие внутренних границ дают свои плоды и сегодня мультикультурность это официальная политика ведущих европейских держав, вынужденных противостоять американскому вторжению. Даже Германия, где национальное самосознание всегда было на первом месте, не устояла перед фактом, что около 10% населения не являются немцами и признала себя страной иммигрантов.
    Быстро и без боли - это жесткая этническая драма о турке, сербе и греке, пытающихся выжить в преступном мире современного Гамбурга, но в фильме чувствовалась легкость, которая присуща также и следующим работам Акина. Свою "турецкость" он не скрывает - герой фильма В июле влюбляется в турчанку и едет за ней в Стамбул, где обретёт своё счастье – но и не злоупотребляет, используя смешение культур не более как фон. Фатих Акин делает добрые фильмы о простых людях, и тема противостояния на нацональной почве в них не наблюдается. Два брата, главные действующие лица Солино, иммигрировали с родителями из Италии в Германию и по нашим понятиям являются "примером удачной абсорбции". Конфликт с новой действительностью не возникает - фильм о любви - но всё же ситуация не может быть настолько идеальной, иначе она не отображает реальность. Мать, спустя 20 лет, не смогла справиться с ностальгией и возвращается в родную деревню. Солино можно назвать идеологическим фильмом. Основная идея учит зрителя, что неважно кем ты стал и чего добился, главное прожить жизнь со страстью. Но это не мешает получить огромное удовольствие от просмотра.

    Акин не любит заканчивать свои фильмы плохим концом, но его гениальность заключается в том, что несмотря на хэппиэнд, у зрителя остаётся немного грустный осадок. Посмотрев Солино или В Июле, мы получаем заряд пложительной энергии, но в отличие от американского эскепизма, обязательно задумаемся над простой, на первый взгляд, жизненной философией Фатиха Акина.

    Оставим на время Акина и его придуманные миры и опустимся на нашу многострадальную землю. Наше еврейское государство считают европейским только неисправимые оптимисты, но всё же западный образ жизни пока доминирует в Израиле. Наш главный ориентир Америка, но связанное с Англией, Францией или Италией вызывает у израильтян если не восторг, то уважение. А вот с Германией не сложилось. Обьяснять почему, никому не надо. Произведения Вагнера в Израиле лет 50 публично не играли, пока не дошло, что искусство вне политики. Культурные связи с самой главной страной Евросоюза сводились к минимуму. Непростые отношения с Германией подогревает также факт еврейской иммиграции, но в последние годы наблюдается оттепель в общей политике и в сознании среднего израильтянина. Конечно до "недели немецкого кино" или изучения немецкого языка в школах ещё далеко, но зато активизировались институт Гёте и образовательный фонд DAAD.

    Сейчас в кинотеатрах Тель-Авива и страны показывают аж четыре фильма производства Германия. Без курьёза не обошлось. Название детского фильма Bibi Bloksberg слишком уж по еврейски звучит, да и зачем лишний раз вспоминать нелюбимого в народе нынешнего министра финансов. Так Биби стала Баби ха-косемет ха-цаира, а любое упоминание о происхождении этой женской версии Гарри Поттера было тщательно стёрто прокатчиками.

    Приятно удивил незвисимый кинотеатр Дизенгоф 123. Кроме Солино, упоминаемого выше, сейчас его репертуар включает в себя ещё один немецкий фильм – Nirgendwo in Afrika ( Где-то в Африке). Прошлогодний Оскар за лучший иностранный фильм, полученный, по мнению многих, за раскрытие еврейской темы, придаёт фильму дополнительный вес в глазах зрителей. Имя режиссёра Каролины Линк также знакомо израильтянам по трогательной драме Beyond Silence (Лишбор эт ха-штика в ивритском переводе).

    А главной внутренней и экспортной удачей немецкого кино в этом году стала комедия Вольфганга Бекера До свиданья, Ленин. Со времён Лолы ни один фильм не добивался в отечественном прокате такого успеха, пока Бекер не затронул одну из самых острых проблем современной Германии – проблему восточных немцев. После падения стены, "осси" (так называются жители бывшей ГДР) с трудом находят место в объединённой стране. Однако, ностальгия по советским временам превратилась усилиями Бекера не в ужасную рану на теле общества, а в ненавязчивую комедию с перекладыванием импортных огурцов в старые гэдээровские баночки и раскидыванием по ветру денег, вышедших из употребления. В Германии по этом поводу даже существует понятие - остальгия (ост - восток), а часть страны, принадлежащая 40 лет к соцлагерю, осталась более немецкой, чем капиталистическая ФРГ. От чувства вины в послевоенные годы нужно было избавлятся и западные немцы нашли для себя отдушину - кока-кола, рок'н'ролл и голливудские фильмы. Поэтому сегодня, граждане бывшей ГДР являются основными поставщиками истинно немецкой культуры.

    По сюжету фильма, Алекс пытается воссоздать на нескольких квадратных метрах одной комнаты ушедшее безвозвратно. Его матери, очнувшейся от комы, необходим покой, и сообщение о падении коммунистического режима будет травмой для его приверженки. Особые трудности возникают, когда мать требует принести ей телевизор. Как выкрутился Алекс и как всё закончилось можно посмотреть в кинотеатре Гат.

    Как говориться – Спешите видеть! Во времена засилья американских блокбастеров новые фильмы из Германии как глоток свежего воздуха. И если вы устали от глобальных катастроф и непробивных голливудских героев, то удовольствие вам гарантировано.


    Костико Цукерка

    Просмотров:4170 

    Оставить комментарий Обсудить на форуме


    Поиск по сайту ?