На одной из улиц Лос-Анджелеса обнаруживают труп. Затем действие ленты переносится на сутки назад, и в центре повествования оказываются несколько человек разных национальностей и цвета кожи, так или иначе связанных друг с другом. Объединяют их три истории.
Мы не любим подобных себе, не любим тех, кто сделан был из другого теста. Нам не нравится время, но чаще - место.
И.Бродский.
Можете не читать дальше, а идти в кино. Правда. И попкорном не вооружайтесь, он остынет. Этот фильм завораживает - стремительностью действия, виток за витком раскручивающимся отточенным сюжетом, тревожным, бередящим душу саундтреком... Фильм неоднозначный, спорный - и оттого ещё более интересный.
Где граница между весьма распространённым недоверием к людям другой культуры и настоящим расизмом? Насколько мы зависимы от сложившихся стереотипов? Действие фильма происходит в Лос-Анжелесе, в жаре американского плавильного котла - но разве мы не сталкиваемся с ксенофобией в Израиле? Шумного, по-восточному темпераментного соседа мы со вздохом окрестим "марроканцем". Выходцы из Ирана вынуждены бледнеть при очередных шутках о скуповатых "парси". Я, пожалуй, умолчу о многих, не совсем лестных эпитетах, посвященных российским репатриантам... Насколько мы разделены этой узколобой классификацией? Сможем ли мы, в минуту когда все рушится, переступить через эти искусственные границы?
"Crash" - режиссерский дебют Пола Хаггиса, сценариста оскароносной "Million dollar baby". Дебют, на мой взгляд, превосходный, интересный не только сюжетной линией и злободневной темой, но и созданным на экране миром, горьким, почти отчаянным, но не лишенным поэтической надежды. Хаггису удалось создать удивительно захватывающий, держащий зрителя в постоянном напряжении, не сбивающийся с ритма фильм, наполненный короткими, острыми диалогами, ещё более значительными, чем слова, взглядами людей, которым нечего добавить к сказанному и прохладным воздухом калифорнийской зимы. Здесь есть что-то большее, чем просто - удачный, хороший фильм, с остроумным сценарием, отличной операторской работой, злободневной темой... "Crash" на мой взгляд, ценен тем, что добирается до самой души, что заставляет думать, и спрашивать себя не самые удобные вопросы.
Что ещё? Хаггис собрал великолепный каст: - интровертный, сосредоточенный Дон Чидл в роли детектива со слишком запутанной личной жизнью. Мать - наркоманка, брат - преступник, и латиноамериканская любовница-коллега.
- Сандра Буллок в, наверное, лучшей своей роли нервной женщины, которая просыпается полной гнева на весь мир, и не знает, отчего.
- Брендан Фрейзер - в роли её циничного и холодного мужа-карьериста.
- Тэнди Ньютон - одна из самых, на мой взгляд, красивых женщин "в кино". действительно талантливая актриса. Её героиня - жена преуспевающего темнокожего режиссера, уставшая от его вечных компромиссов с собственной совестью.
- Мет Дилон - это первый фильм, в котором он меня не раздражает. У него пустые глаза и туповатый взгляд - как раз то, что требуется для роли сволочного и недалекого полицейского. Не судите заранее его героя, кстати.
- Райан Филипе - молодой голливудский Апполон - в роли начинающего полицейского, неплохого в общем-то парня, ищущего справедливости. В фильме "засветились" также Дженифер Эспозито, вывший "Босс" Тони Денца, рэппер Людакрис...
Не пропустите. Для меня, без сомнения, это - лучший фильм года.
Фишка это сообщество друзей, которые в один прекрасный день основали организацию, цель которой - создание площадки, позволяющей русскоязычной молодежи Израиля участвовать в общинной, культурной и социальной жизни нашей страны.