Предлагаю всем на обсуждение свою статью.
ИМХО не пишу, потому что и так высказываю исключительно свои собственные мысли, и не претендую на истину в последней инстанции.
Итак, читайте!
Евгений Добрушин
ДЕКАДЕНС СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ И «ГОЛЫЕ КОРОЛИ» КУЛЬТУРЫ
Наблюдая за направлениями развития современной культуры, ее представителями и корифеями, приходишь к весьма парадоксальным выводам. Чем более «рафинирован» и утончен индивид, тем больше он любит питать свой духовный мир «изысканным» дерьмом.
В конце девяностых годов двадцатого века в России появилась особая элита писателей-маргиналов, ставших чуть ли не столпами современной русской литературы.
Как-то, включив телевизор на одном из российских каналов, я увидел в передаче Дмитрия Диброва очень интеллигентного гостя, который говорил весьма умные вещи, был красиво одет и, вообще, был похож на элитарного художника, к тому же, достаточно преуспевающего на своем поприще. Позже выяснилось, что это, отнюдь, не художник, а писатель Владимир Сорокин, весьма популярный среди российской молодежи. По цитатам из его книг, приводимым внизу экрана бегущей строкой, ничего понять было невозможно. Но общее впечатление об этом господине создавалось весьма благоприятное.
Я поспешил купить его книжку. В магазине мне продали сборник его рассказов «Первый субботник». Что нарисовано на обложке этой книги, я не понял, но, явно, изображено было что-то неприглядное. К сожалению, меня это не насторожило, и я книгу, все-таки, купил.
Дома я открыл ее и прочел первый рассказ. Поначалу, все было нормально. Так, разговоры ни о чем, простой, доступный язык, банальный сюжет (вернее, полное отсутствие его). И вот я добираюсь до финала.
А в финале один из героев рассказа поедает фекалии своего любимого учителя.
И все.
«Вот оно что!» - воскликнул я про себя, с трудом подавив рвотный рефлекс. – «Вот, в чем соль!». Как в том старом анекдоте – «А соли нет… Одно дерьмо».
После этого я по диагонали «пробежал» всю книгу. В других рассказах пердели, трахались с трупами, занимались инцестом и педофилией в особо извращенной и мерзкой форме, кололись героином, убивали и расчленяли трупы, и со смаком ели дерьмо в разных вариантах.
Вот так.
Это первый столп современной российской литературы.
Второй столп – Виктор Пелевин.
Вначале я прочел несколько его рассказов. Сюжет был похож во многих из них – наркотики, оборотни, революция. Как выяснилось позже, наркота присутствует, практически, в каждом произведении Пелевина.
Потом я прочел роман «Поколение П».
Должен сказать, что он мне очень понравился. Не смотря на ту же наркоту и обилие чистой шизухи, вещь эта, конечно, незаурядная. Тут есть и оригинальная фантастическая идея, и богатое воображение автора, и юмор, и сатира, и, даже, своеобразный пафос.
«Чапаев и пустота» показались мне чистым бредом, и я бросил чтение на полдороги. С тех пор, Пелевин меня больше не интересует. Сейчас он выпустил новый роман, и опять про оборотней. Как говорится, что читатель хавает, тем его и кормят.
Третий столп современной русской литературы стоит несколько особняком. Это Татьяна Толстая, внучка знаменитого Алексея Толстого, автора содранной с итальянского «Пиннокио» сказки «Золотой Ключик».
Эта «девушка с не очень длинной косой» пишет достаточно талантливую «женскую» прозу. Впрочем, и тут мы не видим особого разнообразия и новизны идей. Ее «Кысь» - классическая, затраханная всеми фантастами идея о последствиях ядерной войны – постаппокалиптическое тоталитарное общество уродов и мутантов, убийц и маньяков.
Скучно, господа! Очень скучно.
Роман не спасают даже лингвистические выкрутасы. Впрочем, и это было – у Стругацких огромное количество разнообразных «мокрецов», «пустышек» (пустых и полных), «знуд», «звув» и «ведьминых студней». Хотя Толстая придумывает новые слова не только для названий каких-то предметов и людей, а просто «из любви к искусству» – как говорится, «шоб кучерявей було!»
Вообще, масштабы общепланетарного кризиса идей впечатляют. Писатели, кинематографисты, художники изгаляются как могут, чтобы «высосать из пальца» хоть что-нибудь оригинальное, но дальше мордобоя, наркотиков, сексуальных извращений и переделки мировой истории, продвинутся не могут.
Не находя нового содержания, они ищут новые формы. Так лауреат Нобелевской премии по литературе Джеймс Джойс написал огромный том чистого бреда, который он назвал «потоком сознания». Бессвязные слова, непонятно о чем повествование, все в одно предложение (целый роман!) и – «шнобелевская» премия. Миллион баксов за бредятину.
Новая форма, бля!
Люди! Ау! Кто-нибудь! Скажите мне, дураку, о чем роман «Улисс»?
Вспоминается сказка Ганса Христиана Андерсена «Новое платье короля»...
Господа! Король-то - голый!
А теперь представьте себе кусок алмаза весом в десять килограммов…
Представили?
Алмаз не обработан. Красивая у него форма?
Не думаю.
А сколько он стоит? Наверное, на несколько десятков миллионов долларов потянет. А, может, даже, миллиардов. Как в фильме Меньшова «Ширли-Мырли».
А теперь представьте себе кучу дерьма, тоже, весом в десять килограммов. Придавайте ей, какую угодно, форму – сколько за нее дадут?
В лучшем случае, пятнадцать суток ареста.
Отсюда вывод – дерьмо и есть дерьмо, какую форму бы ему не придавали, а алмаз ценен сам по себе. Конечно, красивая форма и ему не помешает, но форма алмаза – это уже ремесло.
Также и в литературе. Если есть классная идея, уже читать интересно. А если вещь ни о чем – то и читать нечего. Каким бы мастерством обработки ни владел писатель.
«Из ничего и выйдет ничего», говорил Шекспир.
Возьмем, к примеру, «Лолиту» Набокова. Идея банальна до идиотизма – страдания педофила. Форма – супервычурная, так что, читаешь, ломая мозги и язык. Но – скандал! Отсюда и слава. Говорят, что у него есть более талантливые произведения. Спасибо! Сыт!
Теперь, немецкий писатель Зюскинд. Роман «Парфюмер». Еще одна «шнобелевская» премия.
О чем роман? О совершенно больном на всю голову чуваке, помешанном на запахах. Убивает девушек, раздевает трупы и нюхает их.
Класс! Гениально! Новая форма сексуальных извращений!
Зюскинда – в президенты!
Притом: стиль – изысканный, язык – богатый, воображение – буйное (но не дальше голых трупов).
Простите, вы не подскажете, где тут поблизости есть унитаз? Мне нужно блевануть…
Есть, конечно, и классика.
Например, Лев Николаевич Толстой.
Открываем «Войну и мир». Роман русского писателя на русском языке о русских дворянах и русской истории. Начинается с огромного абзаца на французском (!). О чем абзац? Так, трепотня одной барышни с другой. Или, что-то, вроде этого. Не помню. Читал его двадцать лет тому назад. Дальше, текст уже по-русски. Описание этих барышень. Каждое занимает несколько страниц. Потом описание усадьбы. Еще на пять страниц. Потом появляются герои романа. Подробно описывается, кто и как одет, кто как повернулся, куда посмотрел, что подумал. И такое вот «кино» все четыре тома.
По большому счету, все содержание «Войны и мира» можно уложить в небольшой рассказ. Но ведь Лев Толстой великий писатель. Поэтому и роман у него должен быть великим, то есть, большим. Толстым.
Кстати, а кто раньше читал подобные романы? Те же самые барышни, о которых они были написаны. Барышни, живущие на доходы от своих поместий и пухнущие от безделья и скуки. Только они могут себе позволить часами сидеть над описанием сортира в барской усадьбе.
То же можно сказать и о Достоевском, и о Тургеневе, и о многих других писателях-классиках. Правда, у Достоевского есть еще претензии на некую философию, весьма извращенную и юродскую. Юродивых всегда очень любили на Руси. Отсюда, наверное, и всеобщее восхищение Достоевским.
Есть и по-настоящему талантливые писатели среди «столпов». Например, Чехов. Прекрасные, яркие, полные юмора и иронии рассказы!
А Булгаков? «Мастер и Маргарита» - единственный учебник Библии, который был у советского читателя на протяжении семидесяти лет. «Собачье сердце», «Белая Гвардия» - талантливо, что говорить!
Да, это время еще не питалось дерьмом и не обнюхивало трупы в поисках новых форм. Хотя, сумасшедший и абсолютно бездарный Маркиз де Сад уже поведал миру о своей шизухе, и мир ужаснулся и проклял его. А потом пришли умники, и возвели «голого короля» на престол.
И пошло-поехало…
«Голые короли» правят миром!
Художники-абстракционисты, колористы, кубисты, онанисты (пишущие картины спермой, есть и такие!), альтернативная музыка, альтернативный балет (кривляние под альтернативную музыку)…
«Альтернативная» культура для «альтернативных» людей.
Если бы еще и гонорары эти альтернативные гении получали бы в альтернативной валюте, эдакими, абстрактными, долларами…
К сожалению, доллары, текущие в их карманы, самые, что ни на есть, натуральные.
Уродский, хамский негритянский сленг и ругань под барабанный бой, называемый рэпом, завывания «о дожде в пустыне», называемые блюзом, какофония, почти не связанных друг с другом, звуков, исполняемая людьми, часто, не знающими даже простейшей нотной грамоты, называемая джазом (говорят, первый джазист-негр играл на саксофоне, совершенно не зная нот). Представляете, хирург придет на операцию, не зная где и что надо резать, и решит немного поимпровизировать?…
Хотя, надо признать, когда за джаз берутся настоящие профессионалы, то и здесь получаются шедевры. Иногда.
Теперь о «голубой» культуре подиумов…
С другой стороны, почему бы и нет?
Разве нормальный мужик будет всерьез заниматься бабскими шмотками? Вот и получается, что лучшие кутюрье – сплошь педики. Надо же кому-то этим заниматься…
Вообще, последнее время мода на гомосексуалистов, лесбиянок, транссексуалов, наркоманов, разукрашенных с ног до головы татуировками, люмпенов, растет не по дням, а по часам. Так, глядишь, человечек – бездарь бездарем, а он раз – и побрился наголо, сделал себе ахренительную татуировку, обкурился анашой, подставил задницу негру (Эдичка Лимонов), потом написал о своих ощущениях и – гений!
Есть хороший анекдот по этому поводу.
Встречаются как-то два художника. Один жалуется другому: «Я, мол, закончил престижную школу живописи, в совершенстве владею мастерством изобразительного искусства, а мои картины никто не покупает. Что делать?»
Другой ему советует:
- А ты купи себе большой белый балахон, черный берет, отрасти бороду, начни курить трубку, и намалюй несколько десятков крупногабаритных полотен всякой абстрактной мазни. И устрой выставку. Когда к тебе подойдет кто-нибудь и спросит: «А что вы хотели сказать своей живописью?» Ты так, спокойно и задумчиво, вынь трубку изо рта, пусти клуб дыма в воздух и скажи: «А вы видели когда-нибудь, как течет река?» И картины твои начнут покупать.
Тот так и сделал. И разбогател! И вот, однажды к нему на очередной выставке мазни подходит тот самый друг и говорит: «Молодец! Я вижу, ты «пошел в гору». Заработал много денег, прославился… Почему бы тебе опять не начать писать настоящую живопись?»
На что художник, вынимая трубку изо рта и глубокомысленно пуская клубы дыма, говорит:
- А ты видел когда-нибудь, как течет река?
Нн-нда…
Как, однако, все это грустно…
25.12.2004