Мария Петрова
|
Дата : 19-09-11, Пнд, 01:07:06
Невозможно дать каждому 100% желаемого. А если не каждому, то кому? Тому, кто громче кричит, сильнее давит на правительство? На русскоязычных форумах идет активное обсуждение. На фэйсбуке есть даже такое сообщество – «русскоязычные израильтяне объединяйтесь». Общества и организации выбирают представителей, готовят списки требований и предложений.
- «Сейчас нас, кажется, могут услышать».
- «В палатках сидеть нам не досуг, но с требованиями мы определимся, к раздаче новогодних подарков приготовим чемодан».
И так каждый, готовит свой чемодан, свой подробный список требований. Русские и эфиопы, светские и религиозные, студенты и врачи, пенсионеры и матери одиночки.
Проблема в том, что профессор Трахтенберг не дед мороз. Нет у него мешка с подарками, а есть ограниченный бюджет, возможность как-то перераспределить налоги, снять в одном месте, добавить в другом. Кому он сможет помочь?
Невозможно дать каждому 100% желаемого. А если не каждому, то кому? Тому, кто громче кричит, сильнее давит на правительство? Или дать каждому половину того что он просит, или 60%, или этому четверть, а тому треть? Кто определит справедливость такого решения?
Предположим даже, что мы заставим правительство пойти на определенный риск, сократить оборонный бюджет и полностью удовлетворить все наши сегодняшние требования. Завтра же, разогретые удачей первой попытки, вырастут новые запросы и волнения начнутся с новой силой.
Вопрос, никоим образом, не исчерпывается необходимостью материальных вливаний. Народ требует социальной справедливости. Понятно, что если кому-то негде жить, если люди не могут свести концы с концами, то им необходимо помочь, но если мы подменим достижение справедливости удовлетворением материалных требований, то не достигнем этим ничего.
Во первых все требования удовлетворить невозможно, хотя бы потому, что они все время растут. А во вторых мы можем упустить шанс прийти к чему-то действительно стоящему. Обидно будет пропустить возможность подняться на новый уровень общественного устройства, променять качественные изменения на временное материальное облегчение.
Как правило, достижение справедливости не является мотивом наших поступков. Обычный человеческий мотив - максимальная выгода при минимальных затратах. Насколько это будет справедливо для второй стороны - ее проблема, пусть она и отстаивает свои права. Требование справедливости, на деле, часто оказывается отстаиванием собственных интересов, что совершенно не одно и тоже.
Справедливость предпологает равный учет интересов всех, и защиту прав каждого. Но если каждый защищает свои права, то нужен третейский судья. К сожалению мы не найдем сегодня беспристрастного судью, не имеющего собственных интересов. Да и кого удовлетворит чужое решение, если оно не совпадет с его ожиданиями? В вопросе справедливости человек может положиться только на коллективное решение принятое с его личным участием.
Но такие решения мы можем принимать только в кругу семьи, потому что интересы наших близких важны нам не менее чем свои собственные. Проблемы же посторонних людей мы если и можем понять умом, то почуствовать сердцем, а тем более отстаивать их, также горячо, как свои мы не умеем. Однако без этого справедливое решение невозможно.
Невозможно обеспечить справедливое распределение и какой-то особенно хитрой экономической моделью. Мы видели крах социалистической системы и видим сегодня крах системы капиталистической. И та и другая оказались несправедливыми, и вряд ли мы сегодня сможем собрать что-нибудь путное из их обломков.
Ключ к социальной справедливости, лежит в области человеческих отношений. И если мы пришли к выводу, что нам нужна именно справедливость, то менять надо отношения между собой. Что-то должно повернуться в наших головах, чтобы простая мысль о том, что все мы в одной лодке, и выгода наша может быть только общей, превратилась из умозрительной идеи в побуждение к действию.
22 сентября 2011 года в 20:00 в Центральном Доме Журналистов (Бейт Соколов) в Тель-Авиве ведущие представители русскоязычных СМИ обсудят актуальные проблемы за круглым столом.
Встречу в прямом эфире можно наблюдать в Интернете:
Арвут |