Дата : 02-06-14, Пнд, 23:58:21
В тексте Торы у единого бога чаще всего называют двумя именами: Яхве и Элохим. Значение первого имени (Яхве) понятно. Это собственное имя. А вот с объяснением второго имеются проблемы. Элохим буквально значит боги (множественное число). Почему Творца величают таким странным нарицательным именем?
Имеются два основных объяснения: 1. Это отголосок древнего первобытного политеизма времён диких кочевников . 2. Это особая форма возвеличивания типа «Мы, божьей милостью царь-государь всемилостивейше повелеть соизволили». Однако, ни то ни другое объяснения несостоятельны. Тора создавалась в достаточно «цивилизованную» эпоху, когда древний политеизм полностью выветрился и религиозные верования приняли весьма зрелую форму. Формы множественного величания, как уверяют лингвисты, в иврите нет и никогда не было.
Имею ещё одно объяснение. Тору начал писать самарийский жрец «Элохист» где-то в конце пленного – начале послепленного (персидского) периода. В то время Иерусалим ещё не был восстановлен и центром иудаизма была Самария. Но этот иудаизм был не монотеистическим, а дуалистическим. Поклонялись не Яхве, а супружеской паре Яхве + Ашера (богиня любви и плодородия). Эту пару богов и обозначало слово Элохим. В этом случае понятно как Элохим мог сотворить мужчину и женщину по своему образу и подобию. Мужчина – подобие Яхве, женщина – Ашеры.
В скором времени, через несколько десятилетий из вавилонского пленения вернулась сплочённая община фанатичных иудаистов-монотеистов, покровительствуемая центральными властями. После построения Храма центр иудаизма переместился в отстроенный Иерусалим. Священную книгу перехватили иерусалимские жрецы. Книга подверглась суровому редактированию. Ашеру из книги вычистили, а элохим(а) стали трактовать как имя-заменитель. Дескать, Яхве не открывал своё сокровенное имя ни Аврааму, ни Исааку, ни Иакову и лишь Моисею назвался настоящим именем. |