Носорог
|
Дата : 27-10-16, Чтв, 03:33:44
С христианством же, или, если точнее, с православием, ситуация в СССР была принципиально иной. В 20-30 гг. проводились массовые репрессии против церковников, имущество церквей, соборов и монастырей реквизировалось ( впоследствии, большая его часть была продана за рубеж ). Так что мы можем эти два десятилетия признать, возможно, самыми тяжелыми годами в истории РПЦ. Такого разгрома РПЦ не видела ни при Иване Васильевиче, ни при Петре Алексеевиче... Однако после июня 1941-го ситуация перевернулась. Советское руководство осознало, что воевать с немцами придется не только коммунистам, но огромному народу, который, в массе своей, коммунистические идеалы представлял себе смутно, а вот православные традиции были для него близкой и родной идеологией. С другой стороны, РПЦ в этот момент встала на сторону руководства страны, наплевав на двадцать лет репрессий ( характерно, что то же самое и с той же, примерно, мотивировкой, сделали русские уголовники, возглавляемые ворами в законе, так что церковь в этом вопросе оказалось в странноватой для себя компании ) РПЦ во Второй Мировой Войне сыграла очень важную консолидирующую русских людей роль. Сталин оценил это по достоинству, - как возможность влияния на людей по каналам РПЦ ( собственно, это-то он и так более-менее представлял, недаром же он в семинарии учился ), так и лояльность руководства РПЦ. И то сказать, после 20-и лет расстрелов и 25-летних сроков на свободе и в живых в РПЦ остались только лояльные КПСС священники. Поэтому после Второй Мировой РПЦ существовала, как бы, по умолчанию. Руководство СССР делало вид, что РПЦ, как бы, и не существует, а руководство РПЦ делало вид, что не существует КПСС и СССР. При этом, обе стороны понимали, что если КПСС что-то понадобится, церковь ей не откажет. Ну, и "чтобы суп не остывал", периодически проводилась стратегия редких подачек - то церковь какую-нибудь отреставрируют, то манускрипт какой-нибудь вернут, то икону у воров конфискуют, то ремонт в семинарии сделают... Думаю, в КПСС решили, что паства, в любом случае, понемногу стареет, еще 40-50 лет и отойдет в мир иной, а там можно будет церкви и позакрывать за отсутствием спроса среди населения. А пока можно и поиграть в толерантность, на всякий случай, - вдруг еще какая война начнется. РПЦ также не отказывала коммунистам в редких просьбах - то информацию о каком-нибудь коммунисте, посещающем церковь, предоставят, то ширмой для КГБ поработают... Таким образом ношение нательного креста ( мы возвращаемся к теме дискуссии ) после Второй Мировой Войны уже не считалось каким-то грехом, за который надо наказывать. Это просто "не поощрялось". Таких людей старались не продвигать по служебной лестнице, не допускать их в ВУЗ-ы, не принимать во всякие Союзы художников, писателей, композиторов, архитекторов... Однако и репрессий против них в этот период никто не проводил. Хочешь в церковь ходить - ходи на здоровье. Правда, это будет стоить тебе карьеры, но если тебя такой результат устраивает - дело твое. Однако в конце 70-х годов в ситуацию добавился новый фактор. Оказалось, что в церкви начали ходить не только ветхие старушки, но и некоторое заметное количество молодежи. Вдруг заметили, что эта молодежь носит на крещение своих детей, посещает службы не только по праздникам, но и просто по воскресеньям и вообще, самостоятельно изучает христианство и православие... В этой ситуации КПСС не знала, что делать, и пока они там пытались этот феномен осознать, найти ему место в советском обществе, как-то адекватно отреагировать, грянула перестройка и стало уже не до того. |