Для Gvalakhir
Признаться, я перечитал, в свое время, кучу всяких произведений об искусстве и о фотографии и как искусстве и как сомнении авторов в существовании такого искусства. Но я бы не рискнул назвать автора, который бы, по моему мнению, безупречно...да что там - безупречно, пусть и не очень, но все же рассказал, что он думает об этой (об этих) проблеме(ах).
До эпохи Просвещения художники как-то не очень озабочивались этими вопросами, хотя в своих письмах, воспоминаниях размышляли об этом. Но тогда и фотографии не было. Вернее метод сущестывовал, наверное, солько же, сколько и живопись, к примеру, столько же, сколько и все искусства. Только с изобретением способов фиксации изображения, он вычленился в особый род творчества, а потом и род деятельности в области искусства. Наверное, само существо жизни в прежние времена не очень много оставляло времени для размышлений о чем-то, что не давало еду, кров и прочую пользу, за исключением малого числа не укладывающихся в типоразмеры пользы личностей. В Просвещении возникла проблема передачи знаний и опыта в массовом порядке и более скоро. Ведь подмастерья учились порой несколько десятилетий в разных цехах, в том числе и живописном. Сейчас вообще другая стезя. Мир прибавил показателей цивилизации, то бишь свободного времени и отдельные индивиды довольно большим числом стали задумываться и о смыслах сущего. Вот и фотография попала в это число. Ведь проблема гораздо шире, чем просто идея фотографического. Идея во взаимодействии через человека метода и инструмента. В этом и сложность. Так как для понимания нужно привлекать науки о психофизиологии и психической деятельности человека, философии, истории социальной, истории техники и науки... Все, что я читал, это были попытки представления проблемы как следствия чего-то одного или, может быть, еще немного. С другой стороны, любой человек не потянул бы детальное исследование таким сверхшироким фронтом. Потому, мне кажется, нужно философское представление идеи, которое потом будет детализировано специалистами по отдельным научным дисциплинам. Я, к сожалению, не имел счастья читать что-либо подобное. Начинать нужно бы было с проблемы происхождения искусства вообще. Но этого вообще я не видел. Мне удалось опубликовать как-то случайно в малотиражном культуроведческом Альманахе 2000 , в номере посвященным теме "Украина-Израиль" опубликовать статью "К вопросу о происхождении искусства" в переводе на украинский язык. Я, как говорится, вложил свою посильную лепту в это дело, но, думаю, что это был мартышкин труд, так как альманах этот малоизвестен и тем более, в заинтересованных кругах.
|