Gvalakhir
|
Дата : 03-09-06, Вск, 15:57:50
В качестве предисловия: "Surely you are able to hear, but can you listen?"
Поделюсь размышлениями, без нравоучений, порицаний и вздохов. Я уже неоднократно упоминал что Фотография (для меня) является искусством наблюдения, в котором "победным" фактором является не удачный кадр, а сам процесс. Процесс наблюдения, составления и решения. Именно это и является сакраментальным актом фотографии, и заметьте, что за этим стоит именно фотограф, а не фотоаппарат. Сам фотопроцесс сводится к нажатию на кнопку (спусковой тросик), так что, к чему именно вышеуказанный девайс подключен, форматной камере, Зениту-ли, Кэнону-ли, либо DSLR, в момент "акта", роли не играет. Все Просто: я не хочу вдаваться в технические рассуждения. Само "действо" занимает меня гораздо больше чем сравнение курватур показателей MTF, алгоритмов интерполяции Bayera, либо цветонасыщенности той, или иной пленки. "Съемка", это в первую очередь наблюдение, а также вытекающие из этого наблюдения, функции: выбор времени (timing), понимание/осведомленность (awareness), и умение делать выводы. Наблюдать? Вроде просто!? Ан нет.... Наблюдение, о котором пойдет речь ниже, проще всего будет сравнить с автодидактическим процессом, растянутым во времени. И чем чаще происходит этот "процесс", тем ближе озарение. Озарение, которое уже не "посещает" тебя, а просто "всплывает" в памяти, как будто ты уже давным-давно это знал. О чем это я? Да собственно о "Визуализации" Адамса. По этому поводу напрашивается немалое количество Даосских баек, столь богатых на афоризмы и двусмысленность, что именно поэтому, я не решусь приводить здесь пример столь излюбленного мною лейтмотива. Уйдем от уклончивой восточной семиотики, и постараемся изложить все (хотя-бы) немного проще чем кажется. «Созерцающий», собственно, уже знает "что он хочет увидеть", теперь остается лишь "увидеть". И даже нефиксированное созерцание, приведет к более глубокому восприятию "природы" созерцаемого. Чтение хайку, например, "мистифицируется" именно за счет этого, и только потом следуют эстетические аспекты, такие как: форма, гармония звука, слог... В какой-то момент приходит чувство понимания (awareness), вы обращаете внимание на мельчайшие детали визуального потока, которые до этого момента "отфильтровывались" вашим вниманием. "язык тела" совершенно постороннего человека становится вдруг вашим "проводником", вы начинаете различать разницу в полутонах зеленых соцветий, попавших в поле вашего перифериального зрения, в пейзажной сцене вы видите вторичные "цвета", которые отобразятся на пленке. Именно тогда вы понимаете, что вы научились «видеть».
Выводы из увиденного порой бывают более чем интересны. Одним из сделанных мною "выводов", было более глубокое восприятие "цикличности". Именно в бытность свою мужчиной ( ברוך שלא עשני אישה ) я, как и большинство фотографов "сильного" пола, понятия не имел о "цикличной" природе жизни и всех ее проявлений. Ясное дело, женское восприятие таких вещей более чем естественно: жить, пардон, по месячному циклу это вам не "хухры мухры", еще раз пардон). Почему именно "цикличность", и в чем это выражается? Потому, что я о ней понятия не имел, и именно потому, что она выражается во всем: Каждое живое существо живет и действует в рамках некоего цикла, и неважно если это Животное, Человек, Город, Рынок или толпа. И цикл этот будет повторяться бесконечное количество раз. Поэтому достаточно лишь один раз "увидеть", а потом найти частоту цикла чтобы "увиденное" повторилось. Яркий пример (заметен почти без усердия): сядьте у входа в уличное кафе, и присмотритесь к официанту\ке - на его движения, взгляд, манеру держаться, когда он\а выходит из-за прилавка дабы принять заказ. "выудите" один определенный момент из потока, а теперь будьте уверены что он повториться при последующем выходе нашего главного героя на сцену. Просто подождите и присмотритесь. Хотите более реальный факт из жизни насекомых? Стрекоза всегда вернется именно на ту ветку, на которой она уже сидела Н-ное время назад.. Нужны еще примеры? Махнуть рукой и сказать "ушел кадр!" - легче всего. Труднее заставить себя подождать, погрузившись в "созерцательный процесс" и уловить ритм цикла, дабы увидеть тот самый "потерянный кадр" повторяющимся раз за разом. Ежели не причислять вышеуказанный факт в разряд эзотерических, то можно придти к выводу что все, в конце концов, сводится к статистике. Цифры не врут, господа... И вот все что нам остается это лишь выбрать нужный момент (timing). Читателю может показаться смешным, но самая яркая ассоциация связанная у меня с этим процессом является сценой ограбления инкассаторской машины в фильме "день Сурка". Как только созерцатель "настраивается" на ритм цикла, он волен выбрать для акта фотографии именно тот момент, который будет единственно "верным", Decisive moment который не просто оправдает фотографию, а вдохнет в нее дыхание жизни... В бытность мою студентом второго курса фотографического факультета, мне глубоко в душу запали слова лектора, фотографа "старой школы", ученика Вестона: "Не тратьте пластины на каждую деталь локации, не прыгайте с фотоаппаратом, пытаясь выжать из локации максимальное количество снимков. Сделайте один снимок. Один снимок, с которым вы в полной уверенности сможете уйти домой не пожалев ни о чем, и только потом - можете со спокойным сердцем "отщелкать" все оставшиеся пластинки". Да это может прозвучать немного банально и старомодно, особенно в эпоху дигитальной съемки, когда количество кадров в секунду в "скорострельном" режиме переваливает за дюжину. Однако...
Позволю себе лишь один выпад в сторону Цифровой фотографии («заядлые дигитальщики» en-garde!) . Принимая во внимание все вышеуказанное, Я не вижу сакраментального смысла «вживления» в кадр птичек, елочек, кусков неба и асфальта, а также прочей мишуры реквизитного толка, равно как и «удаления» из кадра визуальных помех на заднем плане, и «снятия» персонажей с «пронзивших их» шестов уличных фонарей (вариант: решеток ограды летнего сада). Фотограф, господа, если он конечно фотограф, не может этого «не заметить» в процессе съемки. Именно потому, что фотограф должен уметь «смотреть» и «видеть», и не отдельными кадрами, а всецело и многопланово. «Не смог», «не успел» и «не заметил» - могут быть самооправданием способным Утешить лишь безотрадного автора, не старающегося сказать больше чем то, на что Способны слова. Потому что фотография чем-то сродни поэзии: увидел, прочувствовал, рассказал…
Amor Fati, Gvalakhir 2006 |