Gvalakhir
|
Дата : 26-03-07, Пнд, 11:34:44
"принципы самоудовлетворения" или "Аффтар, Пачиму?!"
Чего ради, собственно, Мы снимаем? Что именно заставляет нас выжидать "момент", кадрировать, нажимать на спуск? Какого, пардон, !Ё!, я выбираюсь из тёплой постели / спальника в 5 часов утра? Ведь никто не заставляет и ничто не принуждает... Из чего-же "сделаны фотографы"? где сидит та самая пружинка, которая заправляет тем самым механизмом?
Фотография может быть разной: "заказной", "творческой" (ещё раз пардон, не могу терпеть фразеологизм "художественная фотография" ), "технической", и.т.д и.т.п... Но вот какая незадача: что такое фотография "для себя"? я не хочу вдаваться в классификацию фото-жанров. Я хочу лишь задаться вопросом - что именно движет фотографом, что толкает его на совершение "сакраментального акта", т.е на решение сделать снимок. Прошу заметить: не технический аспект навроде "удачный кадр", а само решение, что именно это я сейчас и запечатлею (опять-же, "для себя" ), "в стол"...
В меру своего Мизантропического склада мышления, я не верю (точнее ловлю себя на мысли что "не хочу верить" ) в "Искусство ради Искусства". Мало того, любой, мало-мальски творческий человек, глубоко-глубоко в душе (даже если он активно от этого абстрагируется) жаждет признания (см. здесь) Поэтому, на то, чтобы писать стихи "в стол", в очередной раз белить "неудачный" холст, растить дерево бонсай и.т.д. - должна быть ну очень веская причина. Это ни спортивный "Adrendline Rush", и не ради "осознания собственной крутизны", это гораздо глубже... Романтизируя можно заявить что это, мол, "божественная искра", Муза (закрой форточку, - вылетит!) и все такое... Эстетизируя можно заявить, также, что - все это ради некоего "эстетического удовлетворения". В конце концов, предельно экзистенциальным, как и лаконичным, будет определение "DRIVE" (что, в свободном переводе на великий могучий звучит как "порыв" ).
В отличие от Картье-Брессона, меня ДА увлекает технический аспект фотографии. И даже не сам технический аспект а "момент созерцания", сама визуализация, "а как это будет выглядеть в конечном результате"?! Мало того, технический аспект меня увлекает настолько, что несмотря на устоявшееся (и довольно правильное) заявление что "хороший снимок можно сделать и консервной банкой", я убеждён в том, что фотограф является "обслуживающим персоналом" своей техники(камеры). Не кидайте в меня тухлыми яйцами и гнилыми помидорами, сейчас все объясню! Формат / техника камеры - определяет подход к фотографии (вариант: проработке сюжета). Фотограф работающий с техникой 6х7 располагает инструментарием, гарантирующим ему качество негатива ( проработка деталей и полутонов), качество кадра (более жёсткие условия кадрировки, меньшее количество кадров на ролике плёнки - более тщательная селекция), большую степень контроля над технической стороной вопроса (как-правило отсутствие сопряжённой автоматики и экспокоррекции и.т.д) с другой стороны: достаточно предопределены мобильность и присутствие фотографа на съёмочной локации: с 6х7 особо не "побегаешь", да и подойти "вплотную" к объекту съёмки (человеку) с 4.5 кг аппаратом размером с переносной радиопередатчик будет сложновато... - Все то, что позволит 35мм зеркалка, или еще чего лучше - дальномерка с сопряжённой автоматикой. Посему техника формирует подход к процессу. Точно также нельзя замесить тесто при помощи мясорубки, точнее замесить-то в принципе можно, но вот : in primo: результаты будут желать лучшего in secundo: процесс будет более ну очень трудоёмкий... Конечно для любителей паровозов братьев Черепановых и прочих поклонников "Техники для Самураев", это далеко не помеха - но зачем "дорабатывать напильником до желаемого результата", когда разговор идёт о предопределении подхода к фотографии? К слову, я знаю что на один кадр 9х12 у меня уйдёт в среднем от 4 до 8 минут (включая фокус и компоновку), время, за которое я смогу снять порядка 20 кадров с разных ракурсов (включая компоновку и.т.д), я так-же знаю что при работе с большим форматом я буду более собран и менее тороплив, потому что знаю, что конечным результатом будет 1 (одна) хорошая фотография (из, скажем 2), а не 4 неплохих из 20... Но далеко не это - движет мною при съёмке...
Некоторые умные тётеньки (см. здесь) утверждают, что мол, фотограф (как автор) - аморфен, он, дескать, жонглирует масками ради того чтобы "выкрасть момент". Другие не менее умные дяденьки (см. здесь) - возражают, что на самом деле вся загвоздка в фотографии это конотатив зрителя, а фотограф, и так "прет изо всех дыр" (ладно, на самом деле он так не говорил, а написано было что-то навроде: "присутствие фотографа в кадре замечается посредством применённых им денотативных приёмов, отображающих его восприятие темы" ). Но почему-же никто из них, столь долго и увлечённо оспаривающих сам акт фотографии, не задался вопросом, зачем вполне нормальный и психически уравновешенный человек берет в руки камеру, и снимает - не для того чтобы показать фотографии в фотоклубе, не для того чтобы послать ее в местный глянцевый журнал, битком набитый "объективными тестами" биноклей, кард-ридеров и штативов, и самое главное: Не потому - что ему за это заплатят (и это в нашем-то капиталистически-прогрессирующем обществе)!!! Перенимая "падонкавскую" терминологию, спрошу: "Аффтар, Пачиму?!"
Задайте себе этот вопрос перед тем как вы нажимаете на спуск... Фотограф вовсе НЕ "мыслит кадрами", как любят выражаться некоторые товарищи. Фотограф, с большой буквы "ФЫ" мыслит скорее трансгрессивно, осознания, поиска (что-ли) ради. А кнопка спуска - была и будет всегда, ее нажатие еще ничего не знаменует... "Да, хороший кадр! Да, снял удачно.... Почему? Не знаю, запало в душу....."
Именно поэтому я люблю (тепло и нежно) фотолюбителей, которые "фиксируют вот-такой вот, таёжный прибор" на всевозможные MTF таблицы, загадочные Custom Curves, Апохроматические объективы и прочий технический бред, и просто снимают. ЧЕМ ЕСТЬ. Не "крутизны" ради, не для глянцевых журналов и выставок, а для себя... И если, дай им б-г Здоровья, их не "передавят" и не "заглушат" во всяческих фото-комуннах (как ONLINE, так и в реальной жизни) то и дальше можно будет наблюдать живые, настоящие, фотографии сделанные бескорыстно, для себя...
Маленькое послесловие: Когда меня спрашивают аналогичный вопрос, я, честно говоря теряюсь... Наиболее соответствующим правде ответом, из немногих, приходящих на ум, является: "Потому-что я не могу иначе..." И дело не в том, способен-ли ты к этому или нет, крут-ли ты или "ламер", и есть-ли у тебя призвание к этому, дело как раз в том, что ты просто не способен существовать без этого... Я живу тем что я делаю, а делаю я то что мне нравится больше всего на свете...
Amor Fati Gvalakhir@2007 |