Gvalakhir
|
Дата : 17-08-07, Птн, 10:04:33
О Патриархе Каноне и Батюшке Никоне или "моя половая жизнь в искусстве" перекомпилирую несколько уже высказанных мною мыслей
Пердисловие В бытность свою "слушателем" курсов NG (National Geographic): Из уст весьма уважаемого мною фотографа (Имен всуе упоминать не буду), прозвучало следующее: "Покорнейше прошу присутствующих в аудитории лиц, с Инженерно-техническим образованием, а ныне - работников Хайтек и прочих Технических профессий - встать, либо поднять вверх руку." 75% из присутствующих - встали...
Вступление В данном "опусе" - речь пойдет не о преимуществе одного вида техники над другим, и уж тем более - не о легитимности Цифры. Готов повторить: разбор технических характеристик аппаратуры по "полиномам Цернике" я не люблю и не приветствую. ЛЮБАЯ аппаратура имеет как право на существование, так и легитимность по отношению к любой другой схожей аппаратуре. Посему едкие фразы навроде: "ааа... это цифра....", а так-же категорические замечания "Это следовало снимать _________-техникой"(впишите варианты), считаю неполиткорректными. Аксиома техника формирует подход к процессу, а именно: "Фотограф снимал тем, чем ему было удобнее снять заданную тему" Доказать? Пожалуй докажу: а. В качестве непредвзятого ответа на заявление о том что: "Антарктических Пингвинов надо было снимать преимущественно на Mарк2, тогда и шевеленки-бы не наблюдалось, и батарейки-бы не мерзли" - номер раз, позвольте спросить: "у фотографа имелось альтернативное оборудование?" в том случае если ответ будет: "нет" - на нет и суда нет, зачем зря вилами по воде водить? Если-же ответ будет "Да" - осмелюсь заявить: "фотограф снял именно той техникой, которую счел в тот момент наиболее подходящей".... Отсюда: Фотограф (если это фотограф, а не фотолюбитель), по идее, обязан быть знаком с ограничениями и преимуществами аппаратуры. Да, есть некие предвзятые постулаты (как правило в фотографии на заказ) которые диктуются тематикой : Прямые линии в архитектуре и интерьере, селективный фокус в Ювелирке и Кулинарии, и.т.д б. Если фотографу (к примеру фото-журналисту) будет глубоко фиолетово на "дискретность", то он возьмет с собой ту технику, которая предоставит ему наибольшую степень свободы: от 6х7 (Мики Крацман) до 8х10 (Гордон Паркс). У Вышеуказанных авторов была (и есть) возможность воспользоваться более "легкой" аппаратурой. в. Еще одно непредвзятое рассуждение (неоднократно мною доказанное, то, что называется "in-Vivo" ): Меня неоднократно спрашивали "какого _мат__, ради Пейзажных снимков, тебе таскать на своем горбу 6-кг треногу и 4-кг форматную камеру?" Отвечаю: "Тащу ее только тогда, когда уверен, что буду печатать снимки размером больше чем 30х40 - на выставку, или "для себя", в любом другом случае - предпочту Средний формат или Цифру". В качестве доказательства могу привести 2 снимка, распечатанных 18х24 (300 dpi) - один с высококачественного скана (Сайтекс, пластинка 4х5), другой - Никон Д70 с макро объективом. Оба принта АБСОЛЮТНО ИДЕНТИЧНЫ по детализации, и очень БЛИЗКИ по цветопередаче!!! Позволю себе небольшое лирическое отступление и вернусь к "пердисловию": "У меня имеется настоятельная просьба ко всем вставшим джентльменам" - продолжал мэтр, "Джентльмены, давайте уважать друг друга, а главное, давайте уважать то, чему вы посвящаете свой досуг: Пожалуйста, постарайтесь обойтись без сравнения техники и объективов, хотя бы на моих занятиях!". Этот забавный случай напоминает мне Русско-Израильский фразеологизм "Меряться Шварцами", и выводы следующих статей: http://www.kenrockwell.com/tech/notcamera_russian.htm и http://photo-element.ru/philosophy/way/way.html Это на затравку.
Мечты мечты Когда-то, будучи счастливым обладателем Pentax P30-T, я страсть как хотел нашпигованный электроникой автофокусный NIKON. Верхом моих мечтаний были F90x, или на худой конец F801... Увы, но из Никонов мне достался только FM2 (который я люблю и лелею до сих пор). "Экспозиционная электроника и Автофокус - это так круто!", Думал я, прикидывая количество кадров которое фотоаппарат не позволит отбраковать... Прошло время... У меня появилась среднеформатная техника и экспонометр. Качество снимков, сделанных этой аппаратурой - отбило у меня все желание обладать Автофокусным аппаратом, снабженным Стеклом из серии ED. И что более важно, эта аппаратура (вкупе с P30-T и FM2) научила меня ДУМАТЬ... Именно думать... ГОЛОВОЙ, не полагаясь на электронику, рассчитывать экспозицию которая будет правильна для получения кадра нужного МНЕ, а не соответствующей некоему 18% эталону... К тому времени я успел увидеть достаточное количество фотографий, сделанных Лейками, Никонами, Кэнонами и прочая и прочая... С очень большой натяжкой могу сказать что Рисунок Лейки мне нравился больше. В размерах 30х40 и выше, разницы в качестве между остальными монстрами(не беру в расчет бюджетные объективы) я не видел. Именно тогда я взял в руки Хассель(503e), и именно тогда я на него "запал". Когда техника ложится в руку "как влитая", когда понимаешь насколько интуитивно управление и как просто обращаться с аппаратурой, когда понимаешь в каких именно ситуациях она сэкономит тебе усилия - только тогда понимаешь, что в аппаратуре тебе важнее интеграция, а не навороченность (Да, я люблю Хассель за Эргономику и утилитарность, а отнюдь не за Цейсовую оптику). Это привело к осознанию мысли что "Из любой техники можно выжать качественную продукцию, вопрос лишь за малым: будет ли это удобно фотографу?" Я отнюдь не берусь рекламировать Хассель. Я знаю, например, что Ювелирку, Макросьемку и Природу я предпочту снимать либо более легким, дигитальным фотоаппаратом, либо более осмысленным, регулируемым - карданом. Чего не рискну сделать в Fashion, Street и Репродукционной фотографии. Тогда я перестал мечтать о "навороченной технике" и стал задумываться о легитимности вкладывания бюджета в технику "удобную" (нарочно не пишу слово "функциональную", поскольку чего чего а НЕНУЖНЫХ функций в F90x более чем достаточно). Интимный подход В каком то смысле можно предложить следующее сравнение: Аппаратура сродни лошади (мое второе страстное увлечение): Либо Вы понимаете друг друга с "полу-жеста", Либо ее приходится заставлять работать так как того хочешь ты, либо ты меняешь лошадь (с пугливым жеребцом в горы не пойдешь). Как никак - камера является твоим "техническим придатком", которому приходится диктовать свою волю. А счастье, как известно, выражается во взаимопонимании... Не надо ожидать от камеры то, на что она не рассчитана. И уж тем более не стоит подвергать остракизму человека, которому неудобен (вернемся к сравнению) стиль езды, отличный от твоего. Если человек с детства привык ездить в стиле "Western", ему будет более приятны те лошади, которые понимают его жесты, и реагируют на сигналы управления немедленно и без сопротивления... Ничего дурного в этом нет: Кому Попадья а кому Попова Дочка....
За что человек платит деньги Потдрунив над тщетностью попыток приверженцев обоих конфессий (Никонистов и Кенонистов) убедить друг-дружку в "истинности" их идеалов и чистоте намерений, рассмотрю отнюдь не банальную рыночную систему с точки зрения симбиоза Концерн-Потребитель. В среде наших Ивритоговорящих сограждан бытует (ключевая) фраза : "Я за это заплатил, теперь мне по праву полагается". За что-же платят фотографы? Поспешу огорчить технократов: НЕ за навороченность, гиммики, и что самое главное: НЕ ЗА НАДЕЖНОСТЬ. ЕДИНСТВЕННЫЕ Действительно надежные аппараты, (работающие в условиях невесомости, в полярных снегах, в тропической влажности, с надежной батарейкой, небольшим весом и почти пожизненной гарантией на срабатывание затвора) - это механические аппараты (Cерии F и FM у Никона, F и A у Кэнона, и, Конечно-же Leica M3). Ими можно окопы копать (случаи, кстати, наблюдались). И не дай Б-г, Моему D70 - падать так, как падали мои FM2 и A1... И уж тем более смешна "городская легенда" об ударопрочности Леечных объективов (вы бы хотели "эксперимента" ради - уронить на пол кусок стекла за 2000$?) Замечу, что, к вопросу о запаянных швах на "продвинутых" тушках это относиться в том же порядке - запаянные швы отвечают (прежде всего) за сохранность электроники - нет электроники - нет проблем... Да, знаю - электроника суть сердце и мозг DSLR, но перечитайте предыдущий параграф: Вы действительно захотите подвергать свои кровные 3000$ таким испытаниям? Потребитель (Даже фотопрофи в конце концов является потребителем) в первую очередь платит за УДОБСТВО (и функциональность). Пресловутый термин "качество" оставим продавцам: Старая карданная камера 4х5 за 200$, либо потрепанный Hasselblad 501 за 500$ - переплюнут по качеству любую 3000$ DSLR с нацепленным стеклом из серий L, ED и прочими вкраплениями из редкоземельных элементов. И никакой Гиммик вроде IS, VR, ЕХ или Трехслойной матрицы их не спасет, поэтому - сколько бы вы не вложили в технику, ее "качество" будет соответствовать определенной планке - и всегда найдется оборудование на порядок выше. Удобство выражается во многом: В 100% площади кадра в видоискателе, в предварительном подъеме зеркала, в эргономике, в наличии синхроконтакта, в программируемом автофокусе, в отсутствии необходимости лезть в меню дабы переключить настройки, и в наличии Банков настроек. Удобство, это те самые $$$ которые фотограф готов выложить "дабы не....", и именно поэтому Mamiya 67 II и ALPA стоят сегодня около 2000$, тогда как более тяжелые и менее удобные Pentax 6x7 и Mamiya RZ - от 400$ до 900$... Опять-же : у последних есть свои преимущества, но разница в цене уже обусловлена. К слову, USM у Кэнона, тоже показатель удобства, а не качества... Ни одна вышеуказанная техника не способна творить чудеса, превращая фотосюжеты в фотошедевры. Поэтому самое настоящее чудо на которое способна хорошая техника, это как минимум "не мешать", а в лучшем случае "оправдать свое удобство в работе"...
На что никто не обращает внимания Повторю: Фотограф (в идеале профессионал) снимает тем, к чему он привык ("трубку лошадь и жену не отдам я никому..." ). А вот всяческие Скотт Спайкеры "снимающие мир с помощью объективов Сигма", и т д - пускай себе снимают, и не надо плодить моральных уродов пытаясь с помощью глянцевых журналах убедить нас насколько крута новая стекляшка. Ему удобно? Вот пускай и снимает... Хорош ли обьектив - это уже не ему решать, а вот Оправдан-ли - это другое дело... И что странно, никто не обращает внимания на то, что Игорь Мухин, например, снимает лейкой отнюдь не из-за ее резкости. А Таль Глик, вообще не притронулся к другой технике, кроме как к своему Olympus OM3. Можно, развив тему, спросить аналогичные вопросы относительно Евгения Халдея и Дэйвида Бэйли, у которых не было недостатка в аппаратуре... Согласен, Лейка и Бесса более эргономичны чем,Зоркий-3 или, скажем, Ленинград, и К.П.Д у них больше, но это никак не повлияет на то, что ими будет отснято. А это и есть самое важное...
И, под конец: Дорогие мои, при выяснении отношений "у кого круче да у кого больше"- не надо хвататься за гнилые помидоры и тухлые яйца. Дисциплинируйте себя. При необходимости, заданную тему можно "хорошо" снять и коробком с пуговицей. Работайте с тем инструментарием, который даст вам наибольший уровень свободы, с тем аппаратом, который является для вас "продолжением руки". И пускай вас не смущают длинные белые объективы с красным ободком...
Amor Fati, Gvalakhir 2007 |