- И в самом деле, почему бы не попробовать? - рассуждал он. - У пса
есть индивидуальность. Это сразу чувствуется, какого ни возьми. Что ни пес
- свой нрав, свой темперамент. И все умные, пусть в разной степени. А
больше ничего и не требуется: толика разума и осмысливающая себя
индивидуальность.
Все дело в том, что природа с самого начала поставила их в невыгодные
условия, создала им две помехи: они не могли говорить и не могли ходить
прямо, а значит, не было возможности развиться рукам. Если бы отнять у нас
речь и руки и отдать им, мы могли стать псами, а псы - людьми.
- Для меня это совсем ново, я как-то никогда не представлял себе
ваших псов мыслящими созданиями, - сказал Грант.
- Еще бы! - В голосе Вебстера был оттенок горечи. - Иначе и быть не
могло. Вы смотрели на них так же, как большинство людей до сих пор
смотрят. Ученые собачки, домашние животные, забавные зверюги, которые
теперь еще могут даже разговаривать с вами. Но разве этим дело
исчерпывается? Вовсе нет, Грант, клянусь вам. До сих пор человек шел
путями разума один-одинешенек, обособленный от всего живого. Так
представьте себе, насколько дальше мы могли бы продвинуться и насколько
быстрее, будь на свете два сотрудничающих между собой мыслящих, разумных
вида. Ведь они мыслили бы по-разному! И сверялись бы друг с другом. Один
спасует - другой додумается. Как в старину говорили: ум хорошо, а два
лучше.
Представляете себе, Грант? Другой разум, отличный от человеческого,
но идущий с ним рука об руку. Разум, способный заметить и осмыслить вещи,
недоступные человеку, способный, если хотите, создать философские системы,
каких не смог создать человек.