Скажу, как сам понимаю... Мне вот какая параллель пришла: Что такое рама картины? Что такое багет? Висит на стене прекрасная картина. Пейзаж. Где он начинается и заканчивается? Границы его - рамки его - определяются ТЕМ ПРОСТРАНСТВОМ ВРЕМЕНИ, которое ПОМЫСЛИМО художником. Если не затевать разговор о Боге (далеко уйдём) - ХУДОЖНИК решает, СКОЛЬКО МЕСТА ВО ВРЕМЕНИ займёт его картина. Решает, когда пишет картину. Решает интуитивно. И обрамляет законченный пейзаж в раму - причём, над выбором рамы бьётся и мучается иногда не меньше, чем над самой картиной. Запомним это - и вернёмся к " Этике" Арситотеля - вернёмся, потому что я уже где-то написал об этом ( не помню, кв какой теме...) Итак, " не характер человека определяет с неизбежностью его выбор - напротив, серия бессознательных выборов определяет характер личности". По Аристотелю, эта серия выборов совершается на ДОСОЗНАТЕЛЬНОЙ СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ - именно поэтому эта серия выборов личностью амнезируется ( не запоминается, не осознаётся). Следующий шаг. Получается,что мы уже рождаемся на свет Божий С НАБОРОМ ПРИНЦИПОВ, не ососзнавая ни их самих, ни момента, когда этот набор сформировался. И наша жизнь в той среде, где мы родились и живём, в дальнейшем, в первые годы нашей жизни, лишь делает этот набор принципов ВИДИМЫМ ДЛЯ НАС САМИХ И ДЛЯ ОКРУЖАЮЩИХ - то есть, картина обретает багет, раму...Обретает в конфликтах...поисках...мучениях...притирках...компромиссах...драках... Так иллюзорны ли наши принципы? Да - потому что никто и никогда не может сказать, откуда они взялись ИМЕННО ТАКИМИ и почему они ИМЕННО ТАКИЕ. Нет - потому что они видимы нам и другим людям и определяют наше поведение в конкретной среде. Понимая это, Бернард Шоу сказал с глубокой иронией: " Нет никакого проку от принципов, если время от времени им не изменять..." |