Я с большим интересом следил за советами, даваемыми Шефу с разных сторон. Молодцы ребята. Фантазия у вас работает. Особенно меня порадовали постинги "Леды". По силе эмоций это посильней, чем "Фауст" Гете. Жаль, что среди советующих практически нет лю- дей, профессионально ( я имею в виду не профессию, а уровень) ра- ботающих со стихом (кроме ДДД). Причем, со СВОИМ стихом. А теперь серьезно. Займемся разбором представленного нам текста. Сразу же по прочтении первого четверостишья я остановил- ся и вернулся к первой строчке. Резануло взгляд обилие восклица- тельных знаков. Восклицательный знак предполагает повышение тона, усиление голоса, звука, в-общем, выкрик. Чего орать - то? О чем? Стих, претендующий на наличие размышлений о жизни, некоторой фи- лософии, не должен быть криклив, как марокканец на рынке Кармель. Теперь, что означает загадочная фраза "жизнь прожить тяжелее все- го в первый раз"? Мне представляется задумчивый брамин-йог, друг Рабиндраната Тагора, сидящий в позе "лотос", открыв настежь чак- ру, и вспоминающий всю цепь своих рождений. Действительно, если в первой своей жизни он был червяком, то тяжеловато приходилось. Кругом - юрский период, динозавры шмонаются, а ты - червяк. Грус- тно. Что же эта фраза означает в применении к обычному граждани- ну, я не понимаю. По поводу строчки " В первый раз нам и больно, и трудно, и радостно было". Мне эта строчка напоминает мемуары о первом посе- щении публичного дома. Причем и женский и мужской варианты. Вооб- ще, о потере невинности отроком. Или отроковицей. И четвертая строчка первой строфы эту мою догадку подтверждает. Сидит такой 90-летний Казанова и пытается вспомнить, зачем он ходил к бабам. Что ходил - помнит, а зачем - уже нет. Второе четверостишие - набор банальностей. Первый раз - в первый класс. Это уже изжевано, проглочено и, соответственно,.... сотней ВИА, начиная с "Самоцветов". Про третье четверостишье говорить не буду, ибо затронутая тема критики не позволяет. Одно лишь замечу - сильнее, чем напи- сал Левитанский "Ну что с того, что я там был", я не встречал стихов. И это при том, что у него нет сильных кричащих фраз, ни- какого героизма, а просто тяжелая работа, которую хочется забыть. А суть этого четверостишия уже когда-то высказали короче - "И жи- ву я на земле доброй за себя и за того парня". Предпоследнее четверостишье написано в стиле поэта Эдуарда Асадова. Или тех же "Самоцветов". Слишком в лоб, прямо и банально. Вот как, к примеру, о любви сказал А.Вознесенский:"Ночь пуста. Перепутались цепочкой Два нательные креста". Сразу видишь прижа- тые друг к другу тела влюбленных. Вот что делает образ! Это все о впечатлении читательском, Теперь о технике. Если поэтическому дару обучить невозможно, то техника написания стиха вполне поддается овладению. Рифмовка одинаковых фраз (Первый раз - первый раз, первый класс - первый класс) вполне имеет право на существование. Главное, чтобы это не получалось, как результат неумения найти другую рифму. Но рифмы "любовь - вновь", "заходи- ли - выводили", "бросались - остались", "назначали - дрожали" - неимоверно слабы. А ведь это практически все остальные рифмы это- го стихотворения. Из вышесказанного я делаю вывод, что рифмовка одинаковыми словами у тебя все-таки не авангардизм, а признак неумения рифмовать. Нужно внимательно прочитывать текст не только глазами, но и вслух. В этом случае можно выловить сочетания слов и букв, которые трудно произнести, а это поэтическая грязь. В данном стихотворении это "как от страха" (како тстраха!), "иль к счастью", "нам все всегда". Чтение вслух этих кусков приводит к ощущению "каши во рту". Старайся избегать ненужных слов "уж", "как" и т.д. Лучше делать прямые сравнения, например, вместо "об- лако, как белый слон плывет", лучше сказать "облако белым слоном плывет"(это просто пример, не из рассматриваемого стиха). А все эти "каки" только перегружают стих ненужным балластом. Еще Мая- ковский приводил хороший пример отличия чтения глазами от чтения вслух -"Мы ветераны, мучат нас раны". Фраза "В первый раз начинать тяжелее всего каждый раз" - ко- рява по сути своей. Нужно тщательней относиться к грамматике предложений. Теперь о другом. Что ни говори, а поэзия - это игра. Игра нелегкая, порой жестокая, но игра. У нее есть свои правила. О ритме и рифме мы уже говорили. Есть еще одно золотое правило - "Да" и "нет" не говорите, черного и белого не называйте". Это оз- начает - ничего не надо говорить прямо, в лоб. Все мысли должны быть облачены в одежду образа. И когда читатель увидит под внеш- ним рисунком более тонкий внутренний, это произведет на него сильнейшее впечатление. Большие мастера такой образности - тот же Левитанский, А. Кушнер, И Бродский. Вот примеры образа из стихов прекрасного поэта Александра Еременко - "Сгорая, спирт похож на пионерку". "Я женщину в небо подброшу, и женщина станет моя". "В густых металлургических лесах". Ну и так далее. Я призываю не ус- ложнять стих непрямотой текста, а всего лишь обогатить ткань сти- ха образностью. И последнее. Когда стих написан, надо убрать его с глаз до- лой на два дня. И через два дня прочесть его снова, находясь уже в другом душевном состоянии. Когда стих только рожден, он, как всякий ребенок, любим. Через некоторое время становятся видны его недостатки. В отличие от ребенка, стих исправить можно и нужно. Написать стих просто. После написания начинается самый трудный период - работа над стихом. И только после окончания этой работы можно показать его кому-либо. Все, что я написал - это мое мнение, не претендующее на окончательную правоту. |