Авторская песня и КСП – это одно и тоже? На первый взгляд, вопрос праздный, если не идиотский. Ну, конечно же, одно и тоже! Но это только кажется. Есть различие и в этом различии кроются, как мне думается, большинство бед, о которых все так дружно вопиют почти в каждой теме этого форума. Попытаюсь, опираясь в основном на свой опыт, развить эту тему. Вопрос №1: Что является «колыбелью» всего этого «самостоятельного песенного движения», к которому мы все здесь себя относим? Откуда оно выросло? Первое, что вспоминается: «В начале шестидесятых годов, на волне «оттепели» появилось спонтанное песенное движение, яркие представители которого в своём творчестве затрагивали темы...». Моё мнение по вопросу №1: Да, благодаря оттепели. Она вернула людям возможность говорить то, о чём думаешь. Пока ещё не открыто во всеуслышанье, но уже дома и в своей компании. Лет сорок не давали и вдруг дали! Прорвало! Да, именно движение, потому как массово. Да, спонтанно, т.к. никто им не управлял. Но я не даром выделил слово компания. «Песни начал писать для внутреннего употребления, для своей театральной (студенческой, молодёжной, дворовой) компании…» Кто подпишется под этой фразой из «бардов»? Высоцкий, Ким, Визбор. Все! Больше того, если кто-то не подпишется – он не «бард»! (шутка, но …) Ну и массовый выпуск самозаписывающихся носителей звуковой информации – магнитофонов. Всё одно к одному. Все предпосылки для всплеска налицо. Первые песни носят явно туристско-блатную направленность. Туризм появился, кстати, тоже во времена оттепели. Та его совковая разновидность – электричка, нетрудный маршрут, палатка, костёр. А у костра до этого только в лагерях разрешали петь. Такой поход – это очень дешёвая, а потому массово-доступная форма отдыха. И в походы ходили, опять таки, только близкой компанией (чужих не надо, на всякий случай…). Итак! Компания – кухня, компания – поход-костёр-романтика. КОМПАНИЯ – вот колыбель нашего движения! Убедил? И ещё к слову! Любая компания на Руси – это застолье, любое застолье – выпивка. Условный рефлекс – выпить и запеть! «Без глотка, товарищ, песню не заваришь» Это к вопросу о пьянстве на слётах – пьянство и слёт неразлучны, всё дело в пропорции. Вопрос №2: А как это движение развивалось? «В середине шестидесятых это движение стало принимать организованный характер. Его сторонники стали объединятся в клубы…» Моё мнение по вопросу №2: А любое движение либо принимает ту или иную форму или умирает. Даже принявшее форму тут же начинает её менять или опять же умирает. Вечны только причины, его побудившие – желание слушать и быть услышанным, лучше в компании единомышленников, где тебя обязательно поймут. Понять и быть понятым. Итак! Что мы имеем? Несанкционированное массовое пение самодельных песен под гитару (даже баян в поход не попрёшь, не то что пианино) в компании единомышленников. Как там у Окуджавы про дураков и стаю? Верно. В стае собираются птицы одного оперенья. И стали компании находить друг друга. На соседних полянах, в одном вагоне электрички, в одной студенческой общаге, на одном турслёте. Компании потихоньку стали называть себя группами. Группы стали соединятся в клубы по территориальному признаку. Чаще всего это были студенческие группы. И клубы появлялись как правило в институтах. Кому-то первому пришла в голову идея (судя по воспоминаниям очевидцев, скорее всего Гангаеву ) организовать совместный поход–слёт нескольких групп. О! Имеем слёт КСП (кто-то первый придумал название клубам и сократил его до трёх букв)! Кстати, очень многие думали, и я в том числе, что это Клуб Студенческой, а не Самодеятельной Песни. И пошло и поехало, всё как в живом организме – деление, возрождение, расслоение, распад и пр. Ну а кто же творил? Мне кажется, в основе всего КСПешного движения лежит коллективное, групповое творчество. Потом только из него стали выходить индивидуумы, авторы. Они «вырастали» из своих групп. Это были люди, кому было что сказать и бог талантом не обидел. Они были на земле всегда и во все времена. Их называли по-разному: поэты, скоморохи, менестрели, барды, авторы и исполнители собственных творений. Чаще всего они были и оставались душой своей компании. Писали и пели о романтике, любви, дружбе, о смысле бытия. Когда оттепель скончалась, многие не испугались петь о том, что действительно думают, многие за это поплатились. Как правило, песни опробовались сначала на своей компании, а уж потом выплёскивались «наружу». От группового творчества к индивидуальному! Апофеозом КСП были СЛЁТЫ. Как съезды КПСС. Творческие отчёты о проделанной работе . Слёты (по крайней мере, московские) были не мыслимы без приветствий групп! С обязательной соревновательностью в остроумии, как в КВН (тоже клуб, кстати), с песенными композициями, с элементами театра. Всё это делалось силами групп, варилось в них. Мне трудно сказать, что мне больше нравилось – процесс создания приветствий, исполнение их или потребление, созданного другими. И уж потом проходил на слёте концерт авторов и исполнителей. Вершиной группового общения был песнеобмен у группового костра! Одно не могло существовать без другого. Для меня весь этот конгломерат и являлся предметом любви и обожания. «Люблю, блин, авторскую песню!...» О! Так что же я люблю – КСП или авторскую песню? Вопрос №3: Так в чём же различие между КСП и авторской песней? «В семидесятые-восьмидесятые годы многие авторы и исполнители, вышедшие из рядов КСП, получили широкую известность. Их песни стали исполняться по радио, звучать в кино. Они стали выступать на сцене…» Моё мнение по вопросу №3: О! Вот она та граница, по которой пролегла бездна. СЦЕНА! Сцена – это принадлежность ЖАНРА. Делимся – я на сцене, ты слушатель. Между нами граница – кромка сцены. Я представитель жанра – ты потребитель моих творений. Плохо это? Ни в коем случае! Это классно! Как внимать балету, опере, эстраде. Тут даже ещё круче! Это ни только красиво, но сталкиваешься с хорошей, а часто и с просто высокой поэзией. И уму, и сердцу, и ушам. Лирика, душевность, настроение, юмор. И что ещё важно – почти всё ты сам можешь перенять и исполнить. Авторская песня – жанр, где желателен талант, но главным признаком является (как правило) самодеятельность всех компонентов творения, чаще всего в гитарном сопровождении, но возможны варианты. Нет места в этом жанре пошлости, банальности, штампам и показухе. Много ли любителей этого жанра сыщется? Много! Значит он нужен! Живи и развивайся, крепни и изменяйся! Какими дарованиями надо обладать для проникновения в этот жанр? Чуть выше средних. Встречаются ли в этом жанре поистине талантливые люди? Процент значительно выше, чем в любом другом! Ну а КСП? А КСП – это клубное движение. Движение коллективное. И творчество подразумевает коллективное. И общение неформальное, т.е. без границ, рвов и траншей. И ведь долго оно таковым и было. Сцен на слёте не было, потом под предлогом «что б лучше было видно и слышно» построили. И сразу граница! А туда, заграницу хочу, а меня не пущают! А судьи кто? Раньше тебе песня понравилась – подошёл, руку человеку пожал, слова попросил продиктовать. В жанре такого ни-ни! Разве что записку передать. Конкурсы опять же, отборочные прослушивания, билеты различные купи. Появились функционеры-кспэшники. А чё! Нужны, как без них. Представьте себе все эти штуки внутри компании? С трудом? И мне тоже. Клубное движение любителей самодеятельной песни породило жанр авторской песни. Длительное время они были неотъемлемой и неразделимой частью, подпитывали друг друга. А сейчас? Хреново в обоих направлениях. Авторская песня давно стала профессиональным жанром со всеми признаками утраты душевности, обилием полупрофессионалов по окружности и толпой откровенных беззастенчивых бездарей. Новых песен почти нет, в основном перепевки и оркестровые аранжировки старых. В клубном движении, мне кажется, ещё хуже. И не только в Израиле, по всей земле грустно. Слёты неинтерестны, на сцене, как правило, бездари, у костров почти не поют, коллективное творчество исчезло как класс, пропорция выпить – спеть 90 к 10… Вопрос №4: А что делать то? Моё мнение по вопросу №4: Для начала я хочу предложить всем поточнее определится в своих привязанностях. Любителем чего или в большей степени чего вы являетесь? Если вы любите всей душой АП как песенный жанр – милости просим в концертные залы, домашнии концерты, CD и кассет прикупите, интернет к вашим услугам. Не ходите на слёт за песнями, их там давно нету. Даже если вдруг и «залетит» кто из маститых – больше чем 2-3 песни, для затравки, в виде рекламы к его концертам, вы не получите. Оно конечно нахаляву ой как хочется, но увы, время халяв кончилось. Любите профессиональный жанр профессионально! Если вы пытаетесь творить в жанре АП – КСП для вас благодарный слушатель, приходите и пойте, чем больше - тем лучше. Если вы бездарь – скорее поймёте, что занялись не своим делом. Если талант – с вас с живого не слезут, дадут вам позыв к творчеству. Как решить проблемы самого жанра АП – честно не знаю. Пока на нём можно заработать, он будет существовать в той или иной форме. И о главном, о любимом. О КСП. Все беды этого течения – в развале или не создании ГРУПП! Группа – она как семья, только там может что-то появиться на свет божий, только там можно вырасти. Создавайте группы, общайтесь в них, творите их и в них, встречайтесь с другими группами. Без групп у КСП нет ни настоящего, ни будущего. Уважаемые Клубы! Способствуйте созданию групп, помогайте им, без них вы обречены. Уважаемые функционеры слётов. Не выкидывайте из программ слётов самодеятельное творчество масс – дурки, приветствия, чайханы, общие песнопения, хохмодромы на утро, общие костры и общие танцы ночью. Задавайте темы слётам, побуждающие к творчеству. Мы же Самодеятельность, не профи, дайте нам тоже шанс. Не гонитесь за высоким уровнем концертов, вам его всё равно не достичь. Не подменяйте слёты КСП на дорогие и слабые концерты АП под открытым небом с последующей ночёвкой недалеко от сцены. Ведь всё, о чём я прошу, уже было здесь в Израиле. На первых Дуговках, на Гансакерах, под Нетанией, на аквогуДах. Были группы! Из Тель-Авива, из Хайфы, из Иерусалима, из Нетании, из Кармиеля. Всё было и классно было! Где вы, ГРУППЫ? Без вас хана КСП… Ну, а если у нас нет потребности собираться в стаи, то хана уже наступила. |