Я продолжаю. Понимаете, поэзия, по большому счету, это игра. Игра, порой легкомысленная, порой жестокая, но игра. Ведь в нормальной обыденной жизни человек стихами не разговаривает, он говорит прозой (Это однажды безграмотный герой Мольера сильно обрадовался своей гениальности, выяснив, что он разговаривает прозой). Как говорил Лев Толстой :"Нормальный человек в рифму говорить не будет. Это все равно, что пахарю идти за плугом и приплясывать". Ну, насчет нормальности, я думаю, великий старец ошибался, но суть поэзии, как игры(приплясывания), им уловлена верно. Так вот, игра. Игра со своими правилами. Эти правила накладывают ограничения на поэтический текст, тем самым делая его более выстроенным и наполненным. Великий эссеист Александр Генис говорил, что образцом поэзии является средневековый город, ограниченный улицами и крепостной стеной. Может, поэтому старинные города так привлекают... Итак, поэзия - это игра, точнее, Игра. И, если мы занимаемся этой игрой, давайте играть по правилам. Что говорят нам правила? О рифме и ритме мы уже говорили. Теперь о содержании стиха. Есть присказка в детской игре:"Да и нет не говорите, черного и белого не называйте". Что это значит в нашем случае? В поэзии ничего не говорится примитивно, в лоб. Речь ведется посредством образов, сравнений, метафор. Вот пример. Давид Самойлов писал: "У зим бывают имена, Одна из них звалась Наталья. ................... А эту зиму звали Анной, Она была прекрасней всех."
Казалось бы, проще написать:" Каждую зиму у меня была новая баба, одну звали Наталья,.... а этой зимой была самая красивая, по имени Анна" Смысл тот же. Но поэзия ушла. Причина проста - Самойлов использует метафору, он очеловечивает зиму, придавая ей женские черты (имя).Таким образом мы видим ряд возлюбленных поэта, которые, в свою очередь, перенимают черты зимы -"мерцанье, тайну, и холод и голубизну". И влияние метафоры на стих безмерно, она, в-общем, и создает стих из простой речи. Когда я говорил, что в поэзии ничего не говорится в лоб, я имел в виду не усложненность и витиеватость речи, а именно такую наполненность образами и метафорами. Возьмем для примера песню кого-либо из бардов. Вероника Долина: "Эта книга пропахла твоим табаком И таким о тебе говорит языком: "Не жалей, ни о чем,дорогая!"
Видите, опять очеловечивание предмета (книги), придание неодушевленному предмету возможности говорить и напоминать (вкупе с табачным запахом) о любимом человеке. Таким образом, мы видим, что поэтическая речь значительно отличается от обыденной, бытовой, и эти отличия привносятся именно правилами и законами стихосложения.
|