Дереза
|
Дата : 01-08-09, Сбт, 06:15:50
Большому Грызю посвящается
Мальчик играл на кларнете... Мелодия, чистая и прекрасная, напоминала временами то монолог, то диалог мужчины и женщины, когда высокие ноты перекликались с низкими; то неторопливый разговор сразу нескольких человек - женщин и мужчин, а то и спор между ними, но не тот, нервный, срывающимися голосами, а такой, какой обычно бывает между друзьями: слегка усиленное звучание басовых нот, немного более громкие и высокие тона верхних октав... Но всегда конец музыкальной фразы возвращался к первоначальной гармонии, мелодия как бы успокаивалась и затем продолжалась в виде монологов, диалогов и прочих переплетений.
Свою "Мелодию" Мальчик сочинял уже много лет. Десятки аккуратно исписанных нотных листов были собраны им в синей папке в строгом порядке, которого он придерживался во всем, чем бы ни занимался.
Мальчик играл на кларнете... Неожиданно рядом с ним раздался робкий голос флейты. Сначала флейта заиграла в унисон с кларнетом, затем ее голос, постепенно укрепляясь и красиво маневрируя, перешел на игру в новом интервале - терции. Флейта гармонично вплетала свои звуки в "Мелодию". Так они и играли вместе, наслаждаясь своим мастерством и согласием...
Постепенно в их дуэт стали включаться все новые и новые инструменты: гобой, фагот, трубы, тромбоны, скрипки, альты, виолончель, контрабас, саксофон, рояль. Даже ударные, глухими и мягкими звуками больших барабанов и литавр, четким ритмом обозначали начало и конец тактов и фраз.
Мальчик играл на кларнете. Его "Мелодия" переходила от одной группы инструментов к другой; от удивительного сочетания струнных и духовых "Мелодия" становилась все более разнообразной и волнующей...
Диссонанс!!! Он прозвучал особенно резко на фоне сложного мелодического рисунка. На секунду все инструменты замерли. Но невпопад сыгранный звук растворился в воздухе, и мажорный лад, набирая силу звучания, растекся, заполняя собой разорванное музыкальное пространство.
Диссонанс!!! На этот раз сомнений не было - резкие, выходящие за рамки гармонии звуки, не были случайными! Сначала тромбон, а за ним и трубы, уходя все дальше от мелодии , вели уже собственный разговор, грубый и неприятный, режущий слух . Скрипки играли невпопад, рояль, сначала робко, а затем все активнее стал вмешиваться в спор духовых. Мальчик своим кларнетом еще какое - то время пытался вернуть оркестр в ту гармонию, которая была присуща его "Мелодии", но голос кларнета слишком слаб, а барабаны и литавры гремели вовсю, и кларнет умолк... Мальчик прислушался к дисгармонии, к лишенным всякого ритма и смысла фразам, и глубокая печаль навалилась на него: его "Мелодия" больше не была ЕГО мелодией. Синяя папка потеряла смысл, теперь она хранила только его мечты...
Юноша играл на кларнете... Мелодия, изобилующая импровизацией и сложными пассажами, высокая техника игры - все это выдавало опытного и зрелого музыканта. Черная глянцевая папка с вложенными в нее немногочисленными нотными листами была раскрыта. Юноша сочинял "Концерт для кларнета с..."
|